Гимнастические упражнения для детей по физкультуре. Как выполнять, техника для начинающих


История возникновения и развития спортивной гимнастики

Самостоятельные гимнастические элементы возникли задолго до н. э. В древнем Китае большое внимание уделяли развитию равновесия и растяжкам. В Древней Греции гимнастику называли физической культурой. Гомер и Платон, несмотря на то, что были оппонентами в философских вопросах, сходились на мнении, что заниматься гимнастикой полезно и для физического, и для умственного здоровья. У греков разновидностями гимнастики как физической культуры были борьба, атлетика, езда верхом, бег плавание и др.

Гимнастика имеет многовековую историю. Учитывая, что сегодня понятие «здоровый образ жизни» становится все более насущным, а государство разрабатывает множество программ по развитию спорта «для всех», у гимнастики большое будущее и широкие перспективы.

Гимнастика в древности и в средние века

Особенно процветала гимнастика у греков. Для занятий существовали специальные здания – гимназии. Термин «гимнастика» появился в период расцвета эллинской культуры в 8 веке до нашей эры. У римлян такой спорт существовал только для надобностей военной службы. Возникло даже отдельное ремесло атлетов и гладиаторов. Римляне использовали акробатические упражнения, которые в то время достигли высокого технического уровня благодаря странствующим артистам-акробатам, которые были популярны среди народа.

В процессе перехода к новой экономической формации, феодализму, гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Под влиянием теологии во всех учебных заведениях отменили занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, называли источником греха.

В эпоху Ренессанса во всех крупных городах стали создаваться системы физического воспитания. Деятели того времени называли гимнастику отличным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека. Временем формирования первых элементов гимнастики спортивной в Европе можно считать 16-17 века. Популярны были виды гимнастики: акробатические упражнения, сложные прыжки, лазание по канату и т. п.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики

Родиной современной гимнастики спортивной стала Германия. В конце 18 -начале 19 века немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян основал первое в Европе гимнастическое общество и основал первую школу гимнастики. В Англии гимнастика была в пренебрежении. Физического развития добивались греблей, верховой ездой, беганием. Последователями Германии стали Швеция, Франция и Чехия. В шведской гимнастике было уделено место вольным упражнениям и соревнованиям. Начиная с середины 19 века, гимнастика становится общепризнаным спортом не только в Европе, но и в Америке.

В конце 19 века стали создаваться международные спортивные федерации. Не только гимнастика спортивная была объектом их внимания, но и развитие «спорта для всех». Олимпийские спортивные виды гимнастики включают следующие дисциплины:

  • мужская и женская гимнастика спортивная;
  • прыжки на батуте;
  • художественная гимнастика.

К неолимпийским разновидностям спорта относятся:

  • спортивная аэробика;
  • прыжки на акробатической дорожке;
  • спортивная акробатика.

Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач послужили основой для выделения относительно самостоятельных разновидностей гимнастики:

  • основная (для школьников и студентов);
  • профессионально-прикладная (профессиональная, военная, спортивная ориентация);
  • атлетическая (силовой характер);
  • оздоровительная (бытовые и производственные формы);
  • лечебная (корригирующая и восстанавливающая).

Сейчас гимнастика трансформируется в новые ее разновидности:

  • танцевальная;
  • мужская художественная;
  • семейная;
  • гармоническая;
  • эстетическая;
  • чирлидинг и т. д.

Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений. Базируясь на спортивных разновидностях гимнастики, ее новые виды ориентируются не только на спортивные достижения, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях.

Чем полезна гимнастика

Сегодня нет такого человека, который задавал бы вопрос, для чего нужна гимнастика. Перечислим несколько полезных свойств гимнастики:

  1. Ускоряет обмен веществ и предотвращает ОРВИ. Умеренные занятия повышают иммунитет, помогают организму бороться с простудой и сбросить лишние килограммы.
  2. Повышает работоспособность и ведет к успеху. Гимнастика – заряд жизненной энергии. Она помогает продуктивнее работать, лучше мыслить, справляться со стрессом.
  3. Понижает утомляемость. Регулярные тренировки подстегивают выработку серотонина, допамина, не дающих почувствовать усталость.
  4. Является натуральным обезболивающим. Упражнения способствуют выработке гормонов счастья, которые являются натуральным обезболевающим.
  5. Повышает сексуальность. Занятия гимнастикой способны настроить женщину на сексуальный лад благодаря тому, что улучшается кровоснабжение всего тела.
  6. Улучшает работу сердца. Накачивая кровь в мышцы, сердце тоже тренируется, укрепляются стенки сосудов, нормализуется давление.
  7. Выводит из организма шлаки. Усиливается кровоснабжение кожи и внутренних органов, лимфатическая система избавляется от вредных накоплений. Учащенное дыхание и потоотделение способствуют детоксикации организма.
  8. Помогает найти новых друзей. Человек присоединяется к сообществу людей-единомышленников, для которых естественное движение – норма жизни. Можно делиться своими достижениями с другими, чтобы расти и развиваться, найти новых единомышленников и новые интересы.
  9. Избавляет от депрессии. Гимнастика положительно влияет на процессы в головном мозге, двигательная активность повышает настроение. В ответ на физическую нагрузку мозг начинает вырабатывать вещества, которые являются антидепрессантами.
  10. Обеспечивает здоровый сон. Умеренные нагрузки не перебьют сон, а люди, ведущие малоподвижный образ жизни, страдают бессонницей.

Чтобы получить пользу от гимнастики в наиболее полном объеме, нужно заканчивать комплексные занятия расслабляющими и растягивающими мышцы упражнениями. После тренировок необходимо восстанавливать присущие возрасту показатели пульса и непременно заниматься обтиранием или переходить к водным процедурам.

Правила спортивной гимнастики кратко

Среди мужчин и женщин победителя определяют на отдельных снарядах как в командном зачете, так и в абсолютном первенстве. Правила спортивной гимнастики предполагают, что спортсменам предоставляется одна попытка на выполнение одного упражнения, кроме опорного прыжка для женщин.

Каждый из спортсменов сам определяет программу выступления с учетом требований к каждому типу упражнения и его сложности.

Соревнования проводятся на 7 снарядах. В выступлениях могут присутствовать комбинации из кувырков, сальто, шпагата, стойки и тому подобное.

Судьи оценивают не только сложность программы, но и отдельные ее элементы, уверенность и чистоту выполнения. Важно не забывать про артистизм и композицию.

Время выступления ограничено:

  • мужчины – 1 минута 10 секунд;
  • женщины – 1,5 минуты.

Набирающий после оценки судей наибольшее количество очков становится победителем.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления на соревнованиях оценивают главный судья и восемь судей, каждый отвечает за свой снаряд.

Судьи разбиты на 2 группы. Двое оценивают сложность элементов гимнастики и композицию, а шесть других – технику выполнения. Оценка производится по 10-бальной системе. Из оценки, выставленной первой группой судей, вычитаются очки:

  • 0,1 балла за небольшую погрешность;
  • до 0,4 балла за грубую ошибку;
  • 0,5 балла за падение со снаряда;
  • 0,4 балла (за страховку ассистента).

Правила предполагают снижение оценки за заступ за ковер и несоблюдение лимита.

Общая оценка выставляется группой судей, оценивающих сложность представленной программы. За технику исполнения каждый судья выносит оценку индивидуально. Не учитывается лучшая и худшая, а из оставшихся четырех выводится средний результат.

В командном зачете действует схема «6-5-4». За каждую команду выступает не более 6 спортсменов, на снарядах работают 5 из них. В зачет идут 4 лучших результата.

В командных соревнованиях при розыгрыше индивидуального первенства спортсмену предоставляется 1 попытка для выполнения гимнастического движения на том или ином снаряде.

Регламент Олимпийских соревнований

На Олимпийских играх соревнования по спортивной гимнастике проходят в два этапа: квалификация и финал.

Квалификационный раунд

Квалификацию проводят в течении одного дня. В Токио мужскую квалификацию провели 24 июля, женскую 25 июля.

На этапе квалификации проводят отбор финалистов во все дисциплины спортивной гимнастики. Каждый спортсмен отрабатывает свои снаряды. Гимнаст, участвующий в многоборье, выполняет упражнения на всех снарядах.

Финальные соревнования

Финальная часть разбита на несколько дней. Через два дня после квалификации проводят финал командного многоборья. Еще через два дня – финал личного многоборья. Через несколько дней разыграют олимпийские награды в остальных дисциплинах спортивной гимнастики: вольные упражнения, снаряды, опорный прыжок.

Состав и количество финалистов определяют по итогам квалификации. В финальную часть соревнований проходят: 8 гимнастов – на каждом гимнастическом снаряде (не более двух спортсменов из одной страны); 8 команд – для участия в командном многоборье; 24 спортсмена – для участия в личном многоборье (не более двух от одной страны).

Ограничения

В спортивной гимнастике установлено, неприятное для спортсменов, правило – «третий лишний». Оно ограничивает количество спортсменов из одной страны в личных соревнованиях. Приведу пример.

На Олимпиаде в Токио прошли квалификационные соревнования среди женщин. Чемпионка Европы в личном многоборье, российская гимнастка Виктория Листунова, на этапе квалификации заняла шестое место в личном многоборье. Казалось бы, у Виктории есть все шансы побороться за олимпийскую медаль. Но в финальную часть соревнований по личному многоборью Листунова не прошла. Дело в том, что на четвертой и пятой позиции расположились еще две российские гимнастки: Ангелина Мельникова и Владислава Уразова.

Подобная ситуация сложилась в квалификационном отборе на брусьях у женщин. Сразу четыре российских гимнастки вошли в восьмерку сильнейших. Но финальную часть соревнований прошли только 2 россиянки.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Соревнования проходят по следующим разновидностям спорта:

  • многоборье;
  • вольные упражнения;
  • конь;
  • кольца;
  • опорный прыжок;
  • параллельные брусья;
  • перекладина;
  • разновысокие брусья;
  • бревно.

Программа соревнований состоит из обязательных и произвольных упражнений.

По характеру соревнования делятся на:

  • личные (засчитываются личные результаты);
  • командные (засчитываются результаты команд);
  • лично-командные (личные + командные).

Программа занятий:

  1. На брусьях.
  2. Вольные упражнения-комбинация.
  3. Опорный прыжок.
  4. На бревне (жен.).
  5. На коне (муж.).
  6. На кольцах (муж.).
  7. На перекладине (муж.).

Гимнастикой лучше заниматься с 4-5 лет. Чем раньше начать, тем легче будет осваивать трудные упражнения.

Основная классификация и виды гимнастики

Гимнастика – это в большей степени собирательное понятие. Виды гимнастики в соответствии с основной классификацией: оздоровительная, спортивная, прикладная.

Акробатическая гимнастика

Акробатическая гимнастика – это неолимпийскиая разновидность спорта. Она подразумевает выполнение комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела с опорой и без. Основой гимнастических упражнений является мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры.

Комплекс выполняется под музыку на упругом гимнастическом ковре. Упражнения начинаются со статического положения, продолжаются хореографической композицией и заканчиваются статическим положением.

Упражнения делятся на:

  • балансовое – демострирует силу, ловкость, гибкость, баланс;
  • динамическое (темповое) – демонстрируют полет с выполнением бросков, толчков, ловли;
  • комбинированное (смешанное) – содержит элементы балансовых и динамических упражнений.

Судьи оценивают:

  • сложность композиции;
  • артистичность;
  • технику исполнения.

Акробатическая гимнастика включена в семейство разных видов, которые входят в состав Международной федерации гимнастики.

Атлетическая гимнастика

Это система физических упражнений, в том числе со штангой, гантелями, гирями, различными блочными устройствами, направленная на гармоническое развитие мышц. Упражнения для развития мускулатуры были объединены в тренировочные комплексы, воздействующие равномерно и глубоко на все группы мышц.

Атлетическая гимнастика всесторонне развивает человека, способствует достижению успеха в других видах спорта. Этот вид физических упражнений широко популярен среди молодежи. Заниматься могут мужчины и женщины разных возрастов, имеющие любой уровень физической подготовки. Единственное условие – отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Занятия развивают:

  • силу;
  • выносливость;
  • скорость реакции мышц;
  • гибкость;
  • ловкость и координацию.

Гимнастика без снарядов является подготовкой к работе с отягощением.

Общеразвивающая гимнастика

Эта разновидность гимнастики меньше других тренирует выносливость, но способна развивать мышечную силу, укреплять суставы и поддерживать их гибкость. При выполнении упражнений возникает скольжение суставных поверхностей костей относительно друг друга и, как результат, укрепление суставов. Во время движений происходит умеренное раздражение хрящевых слоев, покрывающих сустав, что способствует их утолщению, улучшению питания.

Увеличение хрящевой массы повышает амортизационные свойства хряща и снижает нагрузки на костные суставные поверхности, предотвращает их повреждение и отложение солей.

Разнообразие видов гимнастических упражнений, большой арсенал форм движения позволяет направленно воздействовать на отдельные группы мышц, суставы, дает возможность исправлять дефекты осанки, лечить посттравматические повреждения мышц и суставов. Развивающая гимнастика включает упражнения, которые могут выполняться с использованием палок, обручей, эластичных резиновых жгутов, что усиливает эффект от занятий. Наиболее распространенной формой стала утренняя гимнастика, которая получила краткое и точное название – зарядка.

Оздоровительная

Представляет собой полный комплекс физических упражнений, способствующих улучшению самочувствия. Она включает достаточно легко выполнимые движения. Оздоровительная гимнастика гораздо удобнее и приятнее, чем фитнес. Упражнения оздоровительной гимнастики могут проводиться как кратковременные занятия до 20 минут.

Физкультминутки, производственная гимнастика – виды оздоровительной гимнастики. Методик много, особой популярностью пользуется китайская оздоровительная гимнастика, которая имеет несколько направлений и решает поставленные задачи в зависимости от направления. Оздоровительная гимнастика важна и необходима для организма человека. Занимаясь ей регулярно, человек продлевает молодость, сохраняет здоровье и долголетие.

Аэробика спортивная

Спортивная аэробика – вид спорта, в котором выполняется непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек, групп).

Такая гимнастика, как аэробика спортивная, – это сложная и эмоциональная разновидность спорта, в которой выполняется под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными элементами. Здесь используются элементы из спортивной и художественной гимнастики, акробатики. Большое внимание уделяется хореографии в программах смешанных пар, троек и групп, взаимодействию между партнерами.

Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движений оздоровительной аэробики, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме. Такая система циклических действий, объединенных в композицию, выполняемых в высоком темпе под музыку (2,5 движения в секунду), несет в себе эмоциональный заряд и воспринимается зрительно как виртуозное двигательное действие.

Прикладная гимнастика

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и волевых качеств, необходимых в профессиональных целях, а также лечебных. Профессионально-прикладная гимнастика способствует развитию специальных двигательных навыков, от которых зависит успех профессиональной деятельности. Такая подготовка необходима монтажнику-высотнику.

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений для овладения военными профессиями. Этот вид применяется в работе с юношами-допризывниками и в системе физических упражнений для слушателей военных учебных заведений. Спортивно-прикладная гимнастика применяется в тренировочном процессе во всех видах спорта.

Как заниматься гимнастикой, зависит от вида спорта, так как в каждом виде есть своя специфика. Например, в систему тренировок прыгуна с шестом включаются упражнения на кольцах, перекладине, канате. В качестве специальных упражнений для боксера применяются прыжки со скакалкой.

Лечебная гимнастика или лечебная физкультура направлена на восстановление здоровья.

Ритмическая гимнастика для похудения

Ритмическая гимнастика – наиболее популярная методика потери веса под энергичную музыку. Гимнастические упражнения для похудения должны подстраиваться под ритм играющей мелодии, что обеспечивает большую интенсивность. Комплекс состоит из нескольких блоков: вступительного, основного и заключительного.

Во вступительной части необходимо сделать разминку. Это может быть бег, ходьба на месте с высоко поднятыми коленями прыжки на обеих ногах и на каждой поочередно. Во время разминки разогреваются основные группы мышц, улучшается приток крови к ним и повышается насыщение кислородом.

Упражнения, основной целью которых является повышение мышечного тонуса, являются профилактикой многих заболеваний, а также отличным способом поддержания своего тела в хорошей физической форме. Упражнения ритмической гимнастики достаточно просты и направлены на проработку всех мышечных групп. Благодаря занятиям, в отличном состоянии поддерживаются не только внешние мышцы, но и внутренняя мускулатура.

Спортивная гимнастика

Эта гимнастика представляет собой многообразную разновидность спорта для юношей и девушек, мужчин и женщин, в которую включается выполнение движений на гимнастических снарядах, вольные упражнения и опорные прыжки. Главная особенность занятий спортивной гимнастикой заключается в большом разнообразии гимнастических движений. Это дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм, так и на развитие многих частей и органов тела.

Это дисциплинированный спорт, который помогает развивать координацию движений, вырабатывает чувство командной ответственности, формирует силу характера и целеустремленность. Гимнастика спортивная – одна из популярнейших разновидностей спорта во всем мире. Популярность в России объясняется блестящими победами российских гимнастов на различных мировых турнирах.

Художественная гимнастика

Это один из самых зрелищных и изящных видов спорта, смысл которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться с использованием предметов:

  • обруч;
  • мяч;
  • скакалка;
  • лента;
  • булава.

Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, их можно добиться в результате регулярных занятий под контролем тренера.

Выступления проходят под музыку. Длительность каждого упражнения 75-90 секунд. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Выступления оцениваются по двадцатибальной системе. Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений с предметом, каскады прыжков, серии различных сложно-координационных связок и поворотов, прыжков, равновесий. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков с предметами. Такая сложность, если упражнение выполнено правильно, получает высокую оценку судей.

Строгие требования предъявляются к костюму гимнастки. Все имеет значение и влияет на окончательную оценку: прическа, макияж, сочетание костюма с предметом.

Соревнования на гимнастических снарядах

Спортивная гимнастика подразумевает разделение гимнастических снарядов на мужские и женские.

Мужские соревнования проводят на спортивных снарядах 4 видов: гимнастический конь, кольца, перекладина, брусья (параллельные).

Женщины имеют в своем арсенале 2 гимнастических снаряда: гимнастическое бревно, разновысокие брусья.

Гимнастический конь

Конь гимнастический (маховый) – спортивный снаряд, используемый в мужских соревнованиях по спортивной гимнастике.

До 2000 года гимнастического коня можно было увидеть в женских состязаниях. Его использовали в качестве опоры для выполнения прыжка. Поэтому существует два вида этого спортивного снаряда: маховый и прыжковый конь. Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек.

Упражнения, которые выполняют на гимнастическом коне, делят на 5 основных групп: маховые элементы ногами, круги двумя (ноги вместе), круговые движения ногами (ноги врозь), переходы по коню, соскок.

Гимнастический конь поделен на зоны. Гимнаст должен использовать все зоны. Упражнения выполняют в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т.д. Все элементы исполняют без потери темпа. Правила спортивной гимнастики запрещают – задержки, остановки, отталкивание от снаряда ногами и касание коня ногой. Судьи оценивают сложность и качество исполнения элементов, а также чистоту соскока.

Чтобы увеличить сложность, гимнасты постоянно экспериментируют и добавляют в свою программу новые движения, Новые элементы в спортивной гимнастике называют по имени спортсмена-первооткрывателя.

Так, например, появился «элемент Беленького». Гимнаст, из стойки на одной ручке, опускается в упор с поворотом на 90°, ноги врозь. Впервые упражнение выполнил российский спортсмен Валерий Беленький в 1997 г.


Гимнастический конь (маховый)

Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек. Кроме того, маховый конь имеет широкие Т-образные ноги и дополнительные крепления для жесткой фиксации снаряда к полу.

Кольца

Кольца – гимнастический снаряд, входит в программу соревнований по спортивной гимнастике среди мужчин. Упражнения на кольцах состоят из динамических и статических элементов. Завершают программу акробатическим соскоком.

Динамические элементы включают в себя: различные махи, подъемы перевороты. Статические элементы, это всевозможные висы, упоры, углы в «застывшем» положении. Их считают физически более сложными, чем динамические.

Чтобы статический элемент засчитали выполненным, гимнаст должен «зафиксировать» гимнастическую фигуру не менее чем 2 секунды. Одним из наиболее сложных статических элементов считают – «Крест». Чтобы выполнить упражнение, спортсмен неподвижно повисает на прямых, горизонтально вытянутых руках.

Заканчивают комбинацию на гимнастических кольцах соскоком. Соскок представляет собой сальто вперёд или назад. В зависимости от сложности соскока гимнаст получает дополнительные баллы.

Перекладина

Гимнастическая перекладина – стержень из стали, закрепленный на вертикальных стойках. Упражнения на перекладине входят в программу мужских соревнований по спортивной гимнастике.

В ходе выступления гимнаст должен продемонстрировать различные виды хватов, висов, вращений и перелетов. Перелет включает в себя фазу полета. Чтобы выполнить упражнение, гимнаст отпускает гриф, исполняет в воздухе акробатический элемент и возобновляет контакт с турником. Как и все гимнастические упражнения, выступление на перекладине завершают соскоком.

Брусья (параллельные)

Мужская спортивная гимнастика включают в себя еще один снаряд – брусья. Жерди расположены параллельно друг, на одинаковой высоте от пола. В этом заключается принципиальное отличие мужских брусьев от женских.

Упражнения на брусьях объединяет элементы из разных структурных групп. Программа гимнаста включает в себя различные статические положения (углы, стойки на руках, горизонтальные упоры) и всевозможные махи, сальто, вращения. Обязательная концовка – эффектный соскок.

Гимнастическое бревно

Гимнастическое бревно представляет собой горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров. Состязания на бревне входят в женскую программу соревнований.

Выступление гимнастки состоит из трёх этапов: подъём на снаряд, работа на бревне и завершающий соскок. Итоговая оценка учитывает сложность всех трех этапов. Выступая на бревне, гимнастка выполняет всевозможные акробатические элементы, прыжки, повороты. Вся программа длится от 1 до 1,5 минуты.

Разновысокие брусья

Разновысокие брусья – спортивный снаряд, который состоит из двух жердей, установленных на разной высоте. Применяют в спортивной гимнастике для соревнований среди женщин.

По сути, брусья разной высоты, представляют собой две «перекладины» из мужской гимнастики. Одна перекладина находится выше (241 см), другая ниже (161 см). Расстояние между перекладинами составляет от 130 до 180 см. Сами брусья отличаются от турника большим диаметром жерди и ее материалом (дерево, вместо стали).

До середины прошлого века расстояние между жердями было небольшим. Такой снаряд не позволял гимнасткам исполнять сложные полетные элементы. В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличили. Благодаря чему гимнастки расширили арсенал акробатических элементов.

На протяжении следующих двух десятилетий тенденция продолжалась. Брусья раздвигали – спортсменки увеличивали количество комбинаций и сложность выполняемых упражнений. Гимнастки стали использовать мужскую технику, исполняли большие обороты и сложные перелеты с одной жерди на другую.

Выступление гимнасток до середины 80-х еще можно называть программой на брусьях. К началу 90-х годов концепция соревнований полностью изменилась. Современные разновысокие брусья, по факту представляют собой соревнование на двух перекладинах.


Разновысокие брусья – по сути, две «перекладины» из мужской гимнастики.

Общеразвивающая гимнастика

Универсальные гимнастические упражнения характеризуются укрепляющими движениями, которые оказывают комплексное действие на весь организм. Заниматься гимнастикой могут и дети, и пожилые люди, так как она не требует особой физической подготовки. Виды гимнастических упражнений различной сложности могут выполняться как без предметов, так и с применением снарядов.

Комплекс упражнений без предметов

Упражнения без предметов – самый доступный и удобный вариант так как существует свобода действий. Заниматься можно в спортивном зале, на свежем воздухе, в домашней обстановке. В качестве нагрузки выступает собственный вес.

Комплекс упражнений гимнастики без предметов:

  1. Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. Поднимаем поочередно руки вверх через стороны.
  2. Исходное положение то же. Руки на пояс. Делаем наклоны вперед и назад.
  3. Круговые вращения туловища по часовой и против часовой стрелки.
  4. Из положения стоя делаем глубокое приседание. Возвращаясь, поднимаем поочередно колени правой и левой ног, прижимая к груди.
  5. Лечь на спину, ноги вытянуть. Поднять под углом 45 градусов. Выполняем упражнение «Ножницы».
  6. Исходное положение то же. Выполняем упражнение, имитируя езду на велосипеде.
  7. Встать на четвереньки. Попеременно выгибать и прогибать спину, как кошка.

При выполнении упражнений не следует сбивать дыхание.

Упражнения с гимнастической палкой

Разнообразить занятия и усилить эффект можно с помощью гимнастической палки – снаряда длиной 120 см. Он помогает максимально накачать плечевые, спинные и грудные мышцы, разработать суставы, связки. Можно выполнять упражнения по скручиванию позвоночника. Для этого нужно стать ровно, немного расставить ноги, снаряд зафиксировать за спиной на локтевых сгибах. Совершать движения вправо, влево.

Упражнения с гимнастическим роликом

Для того чтобы накачать мышцы, получить их красивый контур и избавиться от лишнего веса и неэстетичных жировых отложений, можно использовать простейший тренажер – гимнастический ролик. Он представляет собой колесо, надетое на ось рукоятки. Простейшее упражнение для начинающих: встать на колени, взяться за рукоятки, руки прямые. Медленно катить ролик вперед, пока туловище не окажется параллельным полу. Затем сделать движения в обратном порядке. Если человек обладает хорошей спортивной формой, упражнение выполняют из положения лежа, делая упор на носки.

Занятия с гимнастической скамейкой

Упражнения с гимнастической скамейкой позволяют воздействовать на различные группы мышц, улучшают подвижность суставов, гибкость позвоночника. Весомые аргументы в пользу таких упражнений – их доступность, эмоциональность. Их хорошо использовать для занятий в группе. Это не только развивает физически, но и воспитывает чувство коллективизма.

Упражнения для начала

Упражнения гимнастические для тех, кто не имеет физической подготовки. Сначала их стоит делать с опорой (стул, спинка кровати т.д.). Когда мышцы окрепнут, то от опоры можно будет отказаться.

  1. Выпады вперед сначала на одну ногу, затем на другую. Задней ногой касаться пола.
  2. Широко расставить ноги. Выполнять приседания вбок, перенося тяжесть то на одну, то на другую ногу.
  3. Руки на спинке стула. Подняться на носки, ногу отвести вперед и делать ей круги. Повторить упражнение с другой ноги.
  4. Поставить ноги на ширине плеч. Правая рука вверх. Наклоняться в сторону, касаясь левой рукой колена. Сделать упражнение в другую сторону.

Отжимания от пола тренируют грудную мышцу. Для того чтобы выполнять упражнение правильно, попробуйте отжимания от спинки стула или кровати.

Общеразвивающая гимнастика для детей

Польза спорта очевидна, потому приучать организм к нагрузкам следует с малых лет. Общеразвивающие упражнения начинают проводить с детьми с рождения. Это укрепляет не только мышечный скелет, иммунитет, но и способствует правильному развитию. Делать утреннюю гимнастику приучают детей и в детском саду. Физкультминутки в школе позволяют детям снять напряжение и восстановить концентрацию.

Гимнастика в школе входит в раздел программы по физической культуре. Развиваются пластичность и координация, двигательный аппарат. Гимнастика дает возможность детям быть физически активными, приобрести правильную осанку и развитые мышцы. Систематические занятия сказываются на здоровье всего организма.

Подготовка к занятиям

Гимнастические упражнения для начинающих детей необходимо планировать заранее. Большое значение имеет выбор места для проведения тренировок. Это должно быть хорошо проветриваемое просторное помещение. Если позволяют погодные условия, занятия бегом, бросание мячей лучше всего проводить на свежем воздухе.

В дошкольных и школьных учреждениях важно иметь разнообразное физкультурное оборудование, стимулирующее детей к самостоятельной двигательной активности.

Это могут быть:

  • гимнастические скамейки;
  • бревна;
  • лесенки для лазания;
  • скат приставной с зацепами;
  • подвесной канат и кольца.

В квартире, где проживает ребенок, также желательно установить спортивную стенку для занятий физическими упражнениями. Кроме этого для игр в домашних условиях можно использовать предметы мебели. К примеру, между ножками табурета можно прокатывать мячи или пролезать под рейкой, размещенной на стульях.

Спортивная одежда не должна стеснять движений во время занятий и должна быть изготовлена из натуральных «дышащих» материалов.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики

Гимнастика по утрам дает заряд энергии и бодрости. После принятия контрастного душа можно приступать к выполнению простых гимнастических упражнений под музыку.

Для головы

Выполняем следующие гимнастические упражнения:

  1. Повернуть голову вправо, затем влево.
  2. Наклонить голову вперед, подбородком коснуться груди. Запрокинуть голову назад.
  3. Медленно наклонить голову, правым ухом касаясь плеча. Аналогичное движение произвести в левую сторону.
  4. Медленно вращать голову справа налево и слева направо

Все движения совершаются плавно и без рывков.

Для плеч и рук

Встать ровно, выпрямив спину, ноги на ширине плеч и выполнять следующие движения:

  1. Вращение плечевым суставом левой и правой рук поочередно, а затем одновременно.
  2. Занять исходное положение, руки в стороны. Выполнять вращение руками от плечевого сустава одновременно обеими руками, описывая большие круги.
  3. Исходное положение: правая рука внизу, левая вверху. Выполнить махи руками, поменять положение.
  4. Исходное положение: руки, согнутые в локтях на уровне груди. Резко отвести руку назад (2 движения). Выпрямить руки и резко отвести их назад (2 раза).
  5. Выполните упражнение «Ножницы» на уровне груди, меняя руки.
  6. Вытянуть руки вперед. Производите вращательные движения кистями по часовой стрелке и против.

Во время выполнения упражнений дышать нужно ровно, не задерживая дыхания.

Для туловища

Встать прямо, ноги на ширине плеч и выполнять следующие упражнения:

  1. Наклоны вперед, касаясь руками пола.
  2. Руки на пояс. Повороты туловища вправо, влево.
  3. Сделать наклон, руки развести в стороны. Попеременно касаться правой рукой носка левой ноги и левой рукой правой ноги.
  4. Правая рука на поясе, левая вверху. Сделать наклон вправо. Повторить упражнение с левой рукой.

Сделать вдох, поднимая руки вверх, и выдох, опустив руки вниз.

Для ног

Инструкция выполнения:

  1. Приготовить стул. Держась за него левой рукой, совершить махи правой ногой вперед, согнув ее, и назад, выпрямив. Выполнить упражнение леввой ногой.
  2. Поставить ноги вместе и выполнять пружинящие движения, поднимаясь на носочки и опускаясь.
  3. Встать прямо, одну ногу поставить на носок и сделать круговые движения стопой ноги. Повторить упражнение с другой ноги.

На этом разминку можно закончить и переходить к гимнастике.

Упражнения для пресса

Как выполнять:

  1. Лечь на спину, согнув ноги в коленях. Поднять туловище вверх, отрывая от пола ягодицы. Во время выполнения упражнения лопатки остаются прижатыми к полу.
  2. Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Руки за голову. Поднимать туловище, не отрывая ног от пола.
  3. Лечь на спину, вытянуть ноги, руки положить свободно вдоль туловища. Поднимать ноги вверх на 45°, держа их прямыми.

После выполнения упражнений для пресса отдохните, в течение 3-х минут пробегите по комнате. Сделайте прыжки на правой ноге, на левой, на обеих.

Упражнения на растяжку

Завершать комплекс упражнений утренней гимнастики обязательно нужно упражнениями на растяжку.

  1. Ноги поставить как можно шире. Делать попеременно перекаты на левую и правую ногу. Во время движений стараться наклоняться как можно ниже к полу.
  2. Принять положение сидя на полу. Ноги выпрямлены и вытянуты вперед. Потянуться вперед, стараясь дотронуться до носочков.
  3. Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Развести ноги как можно шире. Тянуться к правому носку, к центру, затем к левому.
  4. Восстановить дыхание. Потянуться вверх, в стороны.

Упражнения в комплексе можно менять. Главное – чтобы после их выполнения человек чувствовал бодрость, а не усталость.

Акробатические трюки для новичков. Техника выполнения дома, на физкультуре

Гимнастические упражнения для начинающих в виде акробатических трюков требуют подробного изучения техники выполнения и обязательной предварительной разминки.

Колесо

Освоение трюка, представляющего переворот тела в воздухе при помощи рук, поможет развить практически все мышцы тела, сформировать идеальную осанку, укрепить вестибулярный аппарат. Подготовительный этап включает в себя разогрев мышц рук, ног и пресса. Не менее 15 мин. следует уделить наклонам корпуса в разные стороны, вращению плечами, коленями и ступнями.

Также необходимо совершить 8-10 махов каждой ногой и сделать упражнения по растяжке мышц. Начать обучение рекомендуется со стойки на руках у стены. Затем из стойки выполняется переворот с опорой на стену. Далее можно выполнить упражнение с поддержкой партнера (родителя, педагога).

Взрослый помощник поначалу придерживает ребенка за икры, а в дальнейшем находится вблизи только с целью подстраховки.

Шаги выполнения «колеса»:

  1. Занимается начальная позиция: стоя с направленными в стороны руками, ноги при этом немного расставлены.
  2. Совершается разбег: 2-3 шага.
  3. Правая рука резко опускается и ставится на пол, одновременно производится взмах левой ногой.
  4. Левая рука ставится в одну линию с правой рукой. Правая нога при этом смотрит в потолок. Левая нога отклоняется в бок для дальнейшего движения.
  5. Левая нога ставится на пол первой, затем – правая нога. Руки практически одновременно отрываются от пола.

Одним из важнейших условий обучения является наличие свободного пространства, достаточного для того, чтобы ребенок не травмировался во время тренировки.

Мостик

Прежде чем приступить к выполнению основного упражнения, необходимо провести подготовительные занятия по растяжке и расслаблению мышц.

Они будут включать такие гимнастические элементы, как:

  • «Лодочка». Ребенок ложится на живот, одновременно поднимает руки и ноги. Взявшись руками за ноги, следует потянуться вверх, затем покачаться вперед-назад.
  • Фиксация через пятки, плечи и руки. Лежа на спине, дети вытягивают руки вдоль туловища ладошками вниз, ноги при этом согнуты в коленях. Таз нужно приподнять как можно выше, не отрывая рук от пола.
  • Упражнение с мячом. Ребенок ложится спиной на большой гимнастический мяч, стараясь ногами и руками упереться в пол.

На первых порах на мостик можно встать, опускаясь ладошками по стене и так же возвращаясь обратно. В этом случае необходима поддержка взрослого напарника. После 2-3 таких попыток ребенок обычно выполняет трюк легко и без посторонней помощи. При выполнении упражнения ноги должны быть расставлены на ширине плеч, наклон назад происходит плавно, без резких движений.

Стойка на голове и на руках

Освоение упражнения рекомендуется начать со стойки на руках и укрепить при этом мышцы спины и плеч, так как стойка на голове дает гораздо большую нагрузку для спины.

Выполнение позиции на руках предполагает следующие действия:

  • Нужно встать лицом к стене (примерно на расстоянии 1 м), поместить ладони на пол на уровне плеч, широко расставив пальцы.

  • Далее совершается резкий мах вверх одной ногой, к которой подтягивается и другая нога. Корпус занимает вертикальное положение, стопы опираются на стену.
  • Мышцы шеи должны быть расслаблены, живот подтянут, спина максимально выпрямлена.

Если ребенок почувствовал себя уверенней, он может попытаться удержать равновесие без опоры.

Стойка на голове выполняется следующим образом:

  • Ладони помещаются на макушку, пальцы сцепляются между собой, локти разведены.
  • Осуществляется наклон вперед, предплечья и голова опускаются на пол. Шея при этом максимально выпрямляется, плечи тянутся по направлению к бедрам.
  • Голова должна оказаться как можно ближе к ногам. Затем нужно поднять одну ногу и подтянуть колено к груди, а пятку к ягодице.
  • Далее рекомендуется таким способом чередовать ноги, пока у ребенка не появится уверенность. Тогда он уже сможет прижать к животу сразу обе ноги.
  • Не следует торопиться выпрямлять ноги. Сначала важно научиться сохранять равновесие с согнутыми ногами.
  • Следующий этап – аккуратное, плавное поднятие ног без резких махов. Тело должно образовать прямую вертикальную линию. Носки при этом направлены вверх, живот подтянут.

Для начала достаточно продержаться в стойке 20-30 сек., в дальнейшем время можно увеличить до 2-3 мин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]