Выносливость: как развить + лучшие упражнения на ее увеличение

Выносливость – это способность организма выполнять работу определенный промежуток времени без снижения работоспособности. Выносливость определяется временем. Чем сильнее развита выносливость, тем больше времени спортсмен может выполнять упражнение. Отличный пример – марафон, когда человек выполняет физическое усилие продолжительное время. Выносливость обеспечивает организм увеличенными показателями функционирования. За уровень выносливости отвечает кора головного мозга. Именно она регулирует и определяет состояние центральной нервной системы, а также других органов и систем, например, энергетической.

Польза развития выносливости

Выносливость – это полезная способность не только для спорта, но и в жизни очень часто приходится пользоваться этим навыком, и живется легче тем, у кого выносливость развита больше. Отличным примером можно считать выполнение таких работ, как уборка или работа в огороде, да все, что угодно. Кстати, подъем по лестнице на последние этажи высотных домов, помимо физической подготовки, требует какого-то уровня выносливости. Конечно, молодым и занимающимся спортом людям не составит труда преодолеть каскад ступеней на тринадцатый этаж, но людям постарше, которые последний раз выполняли упражнения лет десять-пятнадцать назад, такая задача будет пусть и преодолима, но уж точно трудна!

Развивать выносливость просто необходимо спортсменам, а именно легкоатлетам, спортсменам игровых видов спорта, пловцам, теннисистам, спортсменам любого вида единоборств и многим другим! В общем, выносливость очень важна в жизни человека, и без ее должного уровня качество жизни не будет на высоте. Она делает жизнь легче! Тренировки на выносливость:

  • укрепляют сердечнососудистую систему;
  • усиливают эффективность дыхания;
  • улучшают общее самочувствие и тонус.

Тренировка выносливости

Для эффективной тренировки выносливости следует придерживаться простых правил.

  • Учитесь терпению. Развитие выносливости подразумевает длительное нахождение мышц под нагрузкой. К примеру, одна тренировка на выносливость может включать в себя 1,5 часа непрерывного бега. Поэтому, психологический настрой во время таких тренировок играет важную роль.
  • Держите пульс в диапазоне 130-160 уд/мин (или 85% от максимально допустимого числа сердечных сокращений). Именно при таком пульсе лучше всего тренируется общая выносливость.
  • Подбирайте нагрузку в зависимости от целей. Для развития скоростной выносливости – занимайтесь бегом, плаванием или ездой на велосипеде. Соответственно, чтобы развить силовую выносливость больше подойдут занятия в тренажёрном зале и т.д.
  • Выполняйте каждое упражнение по 15 – 90 минут. К примеру, бегать или ездить на велосипеде нужно минимум 15 минут за одну тренировку. В идеале же нужно довести время под непрерывной нагрузкой до 90 минут.
  • Используйте интервальные нагрузки. Во время забега или заезда на выносливость меняйте скорость бега или езды. Например, 5 минут вы бежите в обычном темпе, 1 минуту в быстром. Затем повторяете интервал. При желании можно держать такой ритм до конца дистанции.

Виды выносливости

Существует несколько видов выносливости, ниже рассмотрим каждую подробнее.

Общая выносливость – это способность организма выдерживать продолжительные нагрузки (выполнение работы) умеренной интенсивности, не снижая при этом эффективности выполнения работы и удерживая показатели организма на одном уровне. Уровень общей выносливости основан на аэробной возможности организма человека. Данный тип – это совокупность других видов выносливости. Этот вид является важнейшим в жизнедеятельности человека и представляет ключевое значение физического здоровья.

Специальная выносливость – способность длительной работы, характерной для конкретного вида деятельности.

Специальную выносливость можно классифицировать по таким признакам, как:

  • Двигательное действие – прыжковая выносливость.
  • Взаимодействие с другими способностями – силовая выносливость.

Специальная выносливость – это не просто способность выполнять упражнения длительное время, но и возможность выполнять задачу с максимальной эффективностью в рамках определенного способа действия, например, ходьба, бег или плаванье.

Скоростная – дает возможность спортсмену выполнять быстрые движения без нарушения техники и утомления в течение длительного времени.

Силовая выносливость – позволяет выполнять действие, сопряженное с высокой физической нагрузкой длительное время без ухудшения техники выполнения.

Статическая – способность держать мышцы в напряжении длительное время.

Динамическая – разновидность силовой выносливости, способность выполнять тяжелые нагрузки в среднем темпе длительное время.

Координационная – способность многократного повторения сложных движений.

И это еще не все виды выносливости. Все они объединяются в общей выносливости, а их группы в специальной.

Например, специальная выносливость игрока в американский футбол состоит из таких видов, как: прыжковая, координационная, сердечнососудистая и мышечная, динамическая и скоростная.

Выносливость и основы методики её воспитания

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая вынос­ливость — это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Специальная вынос­ливость классифицируется:

— по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

— по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость);

— по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через и «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при ра­боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и ти­пов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Средства воспитания выносливости. Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере­менной; суммарная длительность выполнения упражнений состав­ляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разно­образные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражне­ния, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в сред­нем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей орга­низма, для чего используют любые упражнения, включающие фун­кционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма исполь­зуют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше­нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­пользуются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжитель­ность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана­эробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, ин­тенсивность 85-90% от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами: ин­тенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха.

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха­ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива­ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва­ние субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­низм занимающегося достигает состояния, при котором потреб­ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической называют над­критической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организ­ма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер­гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород­ного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением про­должительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4- 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энерго­обеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень их воздей­ствия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преиму­щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея­тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов:

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме­нение внешних количественных показателей (в течение известно­го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

Методы воспитания выносливости. Основными методами развития общей выносливости являют­ся: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игро­вой метод; соревновательный метод.

Рекомендации к тренировке на выносливость: как ее развить

Выносливость можно развить при помощи выполнения упражнений, направленных на преодоление утомления определенной степени. Во время выполнения упражнения организм подстраивается и адаптируется к условиям нагрузки и находит резервы. Для развития выносливости следует учитывать следующие факторы:

  • Интенсивность упражнения (скорость выполнения и уровень усилия).
  • Длительность выполнения упражнения.
  • Время периодов отдыха, а также характер отдыха (пассивный или активный).
  • Количество повторений упражнения.

Повышение выносливости препаратами

Сегодня существует множество препаратов для повышения выносливости. Назовем основные из них.

  • Стимуляторы – препараты, которые задействуют внутренние резервы нашего тела. Длительное использование подобных веществ истощает организм и приводит к серьёзным последствиям. Кроме того, стимуляторы могут вызвать зависимость. А бесконтрольное использование и вовсе может привести к смерти. Именно поэтому многие из этих средств запрещены к приёму в спорте и ограничены законодательно. Самыми известными стимуляторами подобного рода являются кофеин и амфетамин.
  • Анаболические стероиды – химические средства, применяемые для роста мышц. Помимо мышечного роста, стероиды могут способствовать повышению выносливости. Однако их использование чревато развитием опасных сердечно-сосудистых заболеваний и другими побочными эффектами. Из-за этого стероиды запрещены в спорте в любом виде.
  • Актопротекторы – препараты, помогающие организму справиться с нагрузками и повысить выносливость. Однако не все актопротекторы одинаково полезны. К примеру, бесконтрольное применение милдроната может привести к проблемам с сердцем и сосудами.
  • Ноотропы – средства, улучшающие мозговое кровообращение. Активное кровоснабжение мозга повышает психологическую выносливость. В итоге организм может переносить более длительные физические нагрузки. Однако, большая часть этих средств не изучена и имеет огромное количество побочных эффектов.

Влияние различных факторов на развитие выносливости

Например, если выполнять упражнение с низкой интенсивностью, при которой расход энергии и потребность организма в кислороде невелик, а возможности человека с лихвой покрывают потребности, выносливость развиваться не будет.

Только при нагрузке, с которой человек работает на пике возможностей или в условиях высокой (индивидуально) физической нагрузки, создается дефицит ресурсов организма и происходит развитие выносливости.

Остальные факторы должны учитываться при тренинге на выносливость, причем, они должны быть учтены все, иначе эффективность тренировок будет критически снижена.

Выносливость можно тренировать различными физическими упражнениями. Для развития этой способности можно включать циклические и ациклические упражнения, гимнастические и легкоатлетические упражнения. В качестве дополнения к тренировкам на выносливость эффективным способом развития этой способности будет работа с дыханием и тренировки в тяжелых условиях, например, бег по пересеченной местности, в горах, занятия в экстремальных температурах и другие. Разумеется, эти дополнительные факторы крайне неполезны и даже могут быть опасны для здоровья, поэтому рекомендовать начинающим спортсменам их нельзя.

Выносливость развивают упражнения, в которых задействованы крупные звенья опорно-двигательного аппарата. Мышечная работа должна происходить от аэробной нагрузки. Нагрузку следует чередовать, как это происходит во время спортивных игровых мероприятий или тренировок в игровых видах спорта. Нагрузка на протяжении всей тренировки меняется от кратковременного пассивного отдыха или умеренной нагрузки до максимальной взрывной, иногда субмаксимальной нагрузки.

Обычно для развития выносливости применяют продолжительный бег с умеренной нагрузкой. Отличным вариантом нагрузки, которую практикуют в единоборствах, считается бег с переменной интенсивностью. Так называемые интервальные тренировки. Выглядит это так: после разминочного круга (легкоатлетическая беговая дорожка – 400 метров) спортсмен ускоряется и бежит 100 метров в максимальном темпе, следующие 100 метров он восстанавливается, пробегая их трусцой. Затем опять бежит 100-метровый спринт и так же восстанавливается следующие 100 метров.

Подробнее об интервальном беге →

  • Начинать выполнение тренировки можно с ускорений по 50 метров, а восстанавливаться можно до 150 метров.
  • Впоследствии при достижении определенного уровня выносливости и физической подготовки, дистанцию отдыха можно сократить до 50 метров, а продолжительность ускорения увеличить до 150 метров.

Также есть и другие методы увеличения выносливости, например, бег на коньках или ходьба на лыжах. Велосипедный спорт превосходно развивает выносливость, как и плавание.

Выносливость тренируется при выполнении большого количества повторений и небольших нагрузок.

Максимальной нагрузкой во время такой тренировки следует считать значение, не превышающее 70 процентов от максимальной прилагаемой силы для выполнения упражнения.

Аэробная и анаэробная выносливость

Выполнение каждого упражнения включает в работу аэробную и анаэробную мощность, степень развития которой во многом определяет соотношение продолжительности и правильности выполнения физического, технического или тактического элемента.

Аэробная выносливость (кислородная) – это тип работы организма, который происходит с активным использованием кислорода в качестве топлива. В тоже время потребление кислорода примерно равняется скорости его подачи в организм занимающегося. В результате образуются отходы, которые легко выходят через потовые отделения.

Существует несколько типов аэробной работы:

  • Короткая (длится до 8 минут)
  • Средняя (длительностью от 8 до 30 минут)
  • Длинная (продолжается более 30 минут)

В зависимости от длительности аэробной работы растет процент кислородного долга. Иначе его называют ПАО или порог аэробного обмена. Аэробным порогом называют точку, превысив которую организм переходит в анаэробный режим, то есть начинает потреблять больше кислорода. Наступает примерно при 60-70% от максимальной частоты сердечных сокращений (132-154 удара в минуту).

Тренировка аэробной выносливости происходит путем интервальных и непрерывных упражнений. В качестве интервальной тренировки может выступать бег отрезками или несколько подходов челночного бега. Беспрерывной тренировкой является обычный бег на протяжении максимально длительного времени.

Анаэробная выносливость (без кислородная) – тип работы организма, который превышает потребление кислорода относительно его подачи. То есть организм начинает работать в долг.

Такой тип может наступить в результате длительной работы в аэробном режиме или при выполнении упражнения анаэробной направленности (спринт). В результате анаэробной работы в мышцах начинает накапливаться молочная кислота, что является причиной их утомления (мышцы забиты).

Анаэробная выносливость имеет несколько типов:

  • Короткая (до 25 секунд)
  • Средняя (от 25 до 60 секунд)
  • Длинная (от 60 до 120 секунд и более)

Как видно анаэробная работа имеет меньшую продолжительность, но кислородный долг появляется и растет гораздо быстрее, чем при аэробной работе. Причина заключается в высокой интенсивности выполняемой работы.

Порог анаэробного обмена или ПАНО наступает при количестве сердечных ударов 80-90% от максимального значения (176-198 уд/мин.). При анаэробной работе сердце и организм в целом работают на грани возможностей.

Если после аэробной выносливости включается анаэробная, тогда что происходит после преодоления ПАНО в почти 200 ударов? Происходит замедление работы всех функций организма, которые способствуют высокоинтенсивной работе. Таким образом, работа в максимальном темпе возможна не более чем в течение 10 секунд. В редких случаях, если организм находится под воздействием стимулирующих препаратов (адреналин), может наступить “разрыв сердца” вследствие слишком высокой частоты сокращений.

Тренировка анаэробной выносливости важна для бегунов на короткие и средние дистанции, где нужно держать высокий темп. Развивать ее можно путем повторения упражнений высокой интенсивности, сокращая время на восстановление. Например, переменный бег с ускорениями или спринтерский бег с сокращенным временем на восстановление.

Пороги аэробного и анаэробного обмена лучше высчитывать из процентов, а не принимать данные приведенные в скобках как свои личные. Поскольку каждый имеет разный уровень развитости сердечно-сосудистой системы, количество сердечных сокращений высчитанных из процентов может отличаться от приведенных в качестве примера. Примерное количество ударов высчитано из средних показателей максимального ЧСС в 220 ударов в минуту.

Упражнения на выносливость

Все эти упражнения можно делать в домашних условиях, в спортзале или на свежем воздухе.

  1. Бег (различные его виды).
  2. Берпи (любая разновидность).
  3. Выпады (с утяжелением или без).
  4. Упражнение «скалолаз».
  5. Динамическая планка.
  6. Прыжки со скакалкой.
  7. Велоспорт (продолжительная езда или тренировки на велотренажере).
  8. Танцы.
  9. Комплекс «лесенка» (состоит из отжиманий, подтягиваний и скручиваний).
  10. Упражнения на координационной лестнице.
  11. Отработка ударов на боксерском мешке или спарринги.

Натуральные препараты для повышения выносливости «Элтон П» и «Элтон Форте»

Для повышения выносливости рекомендуется принимать натуральные препараты «Элтон П» и «Элтон Форте».В состав этих биодобавок входит корень элеутерококка – естественный природный адаптоген. Элеутерококк содержит в себе элеутерозиды, эфирные масла, антоцианы, антиоксиданты и прочее. Все эти компоненты повышают выносливость организма, способствуют быстрому восстановлению мышц после нагрузок и укрепляют иммунитет человека.

Помимо элеутерококка, натуральный препарат «Элтон П» включает в себя: витамины С, Е и пчелиную обножку. Витамины в составе препарата защищают организм от окислительного стресса, возникающего в процессе нагрузок. Пчелиная обножка богата всеми 20-ю необходимыми аминокислотами, которые нужны для роста мышечной выносливости. Кроме того, обножка содержит 28 полезных микроэлементов, необходимых для правильной работы мышц.

«Элтон Форте» – это улучшенная версия предыдущего препарата. Он разработан специально для атлетов высокого класса, которые занимаются циклическими видами спорта. В частности, состав «Элтон Форте» дополнен маточным молочком и L-карнозином. Маточное молочко поддерживает иммунитет спортсмена и оберегает сердце от повышенных нагрузок. А такой компонент как L-карнозин предотвращает накопление молочной кислоты в мышцах, благодаря чему спортсмен может переносить длительные физические нагрузки.

Повышайте выносливость безопасными и эффективными способами! С препаратами «Элтон П» и «Элтон Форте» Ваши мечты станут реальностью!

Введение

Проще говоря, выносливость — это способность человека выполнять задачу, требующую больших затрат энергии в течение длительного периода времени.

Устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям зависит от: врожденных и приобретенных характеристик. Он очень гибкий и может тренироваться как за счет мышечного напряжения, так и за счет различных внешних воздействий (температурные колебания, недостаток или избыток кислорода, углекислый газ). Например, установлено, что физическая культура, совершенствуя физиологические механизмы, повышает устойчивость к перегреву, переохлаждению, гипоксии, воздействию некоторых токсичных веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Существует два вида выносливости: эмоциональная и физическая. Первое позволяет человеку спокойно, безмятежно и спокойно переносить тяжелые, изнурительные эмоциональные состояния, а физическое позволяет организму использовать меньше энергии при выполнении определенных действий и быстро восстанавливать свои резервы. Нет ничего плохого в том, что эти два вида выносливости тесно взаимосвязаны, и, развивая один из них, другой невольно возникает.

Люди, которые занимаются физическими упражнениями, систематически и активно повышают духовную, психическую и эмоциональную выносливость во время напряженной умственной или физической деятельности. К наиболее важным физическим или моторным качествам, обеспечивающим высокий уровень физической работоспособности, относятся сила, скорость и выносливость. Вышеупомянутые физические качества должны быть дополнены гибкостью и ловкостью, которые во многом определяют успех определенных видов физических упражнений.

Выносливость сама по себе не появляется из ниоткуда; она должна развиваться посредством длительных, изнурительных и систематических тренировок. Изменения, которые тренировки вносят в ваш организм, помогают максимально использовать его потенциал, особенно в профессиональном спорте.

Выносливость способна поддерживать не только здоровье, но и в некоторых случаях человеческую жизнь. Выносливость спортсмена способствует его стабильному и устойчивому состоянию во время тренировок или соревнований, выносливость «обычного» человека заставляет его чувствовать себя комфортно в любой внезапной экстремальной ситуации, выносливость воина определенно помогает ему успешно справляться с трудными боевыми задачами, позволяет выполнять любую работу, требующую значительных физических усилий.

В этой статье я хотел бы описать, что такое физическая выносливость и как ее развивать для достижения максимальных результатов в спорте.

Что такое скоростная выносливость

Рассмотрим подробнее, что такое скоростная выносливость. Это поддержание высокой скорости передвижения максимально длительное время. Как правило, её улучшение необходимо для быстрого бега, ходьбы, езды на велосипеде и других циклических нагрузок.

Развитие выносливости невозможно, если во время тренировки нет мышечного утомления. Отметим, что тренировка выносливости всегда предполагает работу на пределе физических возможностей. При отсутствии существенных мышечных нагрузок эффекта от занятий видно не будет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]