Лазанье по канату — что развивает и как правильно выполнять упражнение?


Упражнения с канатом отлично развивают мускулатуру верхней части тела. Комплексная проработка спинных мышц производится путем задействования широчайших, ромбовидных и трапециевидных мышц. Но для развития мускулатуры необходимо знать, как правильно лазить по канату и спускаться с него, чтобы не нанести себе увечий и выполнять упражнение максимально быстро. Правильная техника позволяет не только увеличить силу мышц, но и повысить ловкость и координацию движений.

Польза подъема по канату

Лазанье по канату является базовым упражнением для развития силы духа и укрепления всей мускулатуры тела. Упражнение дает максимальную нагрузку на верхнюю часть тела спортсмена.

Если задействовать и руки, и ноги, то работать будут все мышцы организма. Со временем ползать по канату становится все легче и проще, и это может стать частью обычной тренировки для проработки рельефа тела.

Какие мышцы работают

В процессе лазания по канату отлично прорабатываются мышцы спины. Задействуются плечевой пояс и шейные позвонки. Когда человек получит навык подъема вверх без использования ног, будет прорабатываться двуглавая мышца плеча.


Основная нагрузка идет на спину, плечи и руки.

Нагрузке подвергается и бицепс. Каждая рука поочередно задействуется в этом процессе. Нагрузка на бицепс при этом во много раз усиливается. Усилием одной руки поднимается вес всего тела. Это позволяет мышцам торса равномерно прокачиваться и напрягаться.

Упражнения на канате, особенно без использования ног, отлично прорабатывают широчайшие, ромбовидные и трапециевидные мышцы спины, задние дельты, бицепсы и предплечья. Вырабатывается силовая выносливость, увеличивается сила хвата. Отличной нагрузке подвергаются мышцы шеи и брюшного пресса. Повышается координация, ловкость.

Мелкие мышцы-стабилизаторы, которые трудно задействовать в тренажерном зале, отлично прорабатываются при регулярных подъемах и спусках по канату.

Влияние на общее физическое состояние

Спортсмену взбираться наверх по канату очень полезно -данное упражнение повышает выносливость и увеличивает силу хвата. Повышается ловкость и формируется координация. Общее физическое состояние улучшается. Появляются силы и уверенность в себе. Постоянные тренировки вырабатывают выносливость и стойкость.

Кровь лучше циркулирует по кровотоку и укрепляется иммунитет.

Подготовка к тренировкам с канатом

Для новичков сделать даже небольшой комплекс упражнений проблематично. Необходима соответствующая подготовка, чтобы хватило сил на подъем и спуск по канату. Даже опытные спортсмены должны начинать занятия с базовых упражнений.

Чтобы понять, как правильно и без усилий лазить по канату, нужно развить физическую выносливость и познакомиться с тремя техниками подъема по канату.

Общий комплекс для развития основных мышц

Физической нагрузке подвергаются ноги, руки и спина. Новичкам лучше всего использовать отдельный канат небольшого размера или гимнастическую палку. Проверить гибкость и готовность к упражнениям можно путем обхвата руками и ногами каната, и перемещения по нему вверх-вниз по траектории, которую удается осилить.

Упражнение на хват руками

Руки плотно прижимают к опоре и фиксируют. Нужно проверить выдержку и силу верхних мышц. Основная нагрузка приходится именно на предплечье и кисти. По мере их развития руки становятся сильными и способны выдержать еще большие нагрузки.

Удерживайтесь на руках, пока что не почувствуете легкую усталость в мышцах. После этого начните неспеша поднимать вверх, пока не понадобится помощь ног. Как только силы будут на исходе, можно подключать к работе и ноги.

Упражнения для развития мышц ног

Чтобы развить мышцы ног, сначала садятся на скамейку или стул. Берут палку для тренировки стоп, и прикладывают ее к внешней стороне правой ноги так, чтобы левой пяткой сверху прижать и зафиксировать ее, оперев на носок. Активно задействуют бедра и стопы. Чем сильнее удастся зажать, тем эффективнее получится результат.


Хват ногами должен быть достаточно сильным, чтобы удерживать вас на канате.

По мере тренировки выносливости нужно пробовать дополнительно протаскивать палку вверх. Если получается без особого труда вытащить палку, значит зажим слабый и нужно его усилить.

Продолжайте тренироваться, пока что не почувствуете сильное сопротивление при попытке вытащить “канат”.

Какие бывают канаты?

Канаты отличаются по материалу волокон и толщине. Как и матросские лестницы канаты имеют свои корни в корабельных снастях, где их делали из пеньки. Пеньковая веревка жесткая, но не скользит и довольно ухватиста. Если ребенок только учится лазить по канату, то лучше взять менее жесткую, хлопковую или синтетическую веревку. Тонкие канаты 16-20 мм хорошо подходят для того, чтобы завязывать их узелками. Для этих целей можно использовать синтетические канаты. Тонкие синтетические канаты хороши тем, что долговечны при использовании и дома, и на улице. Толстые канаты из хлопка, толщиной 30-40 мм, большим количеством узлов завязывать не нужно (через такие узлы будет сложно перебраться ребенку), их лучше оставлять свободными, с петлей или только одним узлом снизу. Толстые хлопковые канаты без узлов лучше всего подходят для обучения лазанью, причем лучше начинать именно с толстого хлопкового каната (40 мм), в отличие от перекладин и шестов (которые должны быть 28-32 мм), толстый канат (40 мм) более ухватист и стабилен, возможно потому, что в таком случае его легче обхватить не только руками, но и ножками. Дома хлопковый канат будет практически вечен. А вот на улице он быстро снашивается в местах креплений и теряет вид, при уличном использовании хлопковый канат желательно менять раз в сезон или снимать, проверять крепления и простирывать. Толстые синтетические канаты, которые любят использовать производители уличных игровых комплексов, мало функциональны: они слишком жесткие, не пластичные, натирают детские руки. Их использовать дети избегают.

В общем о технике лазанья по канату

Есть много разновидностей упражнений, как лазать по канату. Каждый вид отличается своими особенностями. В зависимости от физической подготовки можно подобрать наиболее подходящее упражнение. Сначала прорабатываются мышцы рук, так как упор делается именно на верхние конечности. Ноги играют роль подспорья. Развитые икры и ягодицы помогают совершать четкие и уверенные движения.

Нельзя забывать и о подвижности плечевого и шейного отдела. Для хорошей проработки всех групп мышц максимально должны быть развиты ключевые отделы. От их развития зависит проработка выносливости и стойкости при выполнении сложных физических упражнений.

Канат, завязанный широкой петлей на балке

Третий вариант стимулировать использование каната для раскачивания — это завязать его широкой петлей между двумя точками на балке. Мы иногда рекомендуем так делать в больших комплексах: канат совсем не эластичен и дает совсем другой эффект, чем лиана.

Но иногда дети экспериментируют с канатом сами, подвязывая его к чему-нибудь условно статичному (например, к лесенке Скрипалева). Дальше начинается аттракцион, в зависимости от возраста ребенка имеющий разную сложность: дотянуться до каната откуда нибудь по соседству, попробовать прыгнуть и повиснуть на нем, сесть на канат (что не слишком удобно) и покачаться на нем или, использовав петлю как промежуточный пункт, в динамичном режиме переходить через нее со снаряда на снаряд. Мы как родители, проверяя надежность узла, который попытались завязать дети, и подтягивая его в случае необходимости, не отказываем детям в таких экспериментах. Все это входит в бесконечный диапазон игр на комплексе, которые одновременно развивают и развлекают детей, лазающих на комплексе.

Методы подъема по канату

Есть три основополагающих способа лазанья по канату, при освоении которых можно выполнять более сложные упражнения. Это база помогает развивать группы мышц и прорабатывать выносливость. Рассмотрим эти способы подробно.

В три приема

Способ в три приема выступает классическим базовым упражнением, который помогает выработать стойкость и уверенность. Этот метод применяют для того, чтобы научиться технике обращения с канатом с нуля.

Для выполнения техники в три приема следуют инструкции:

  1. Встают рядом с канатом и крепко обхватывают его руками. Руки при этом поднимают чуть выше головы, а шею вытягивают вверх.
  2. Ноги сгибают и подтягивают выше, обхватывая ими канат: его держат между пяткой одной ноги и носком другой.
  3. Ноги выпрямляют, и одновременно с этим подтягиваются на руках вверх.
  4. Руки поочередно перемещаются чуть выше головы. При этом нужно держаться ногами за канат.
  5. Повторяют упражнение, начиная со второго пункта, пока что не будет достигнут верх каната.

В два приема

Способ энергозатратный и требует базовой физической подготовки. При достижении поставленных результатов развивается большая скорость при подъеме. План выполнения упражнения:

  1. Встать на землю рядом с канатом.
  2. Одну руку вытянуть вверх, и зажать канат чуть выше головы.
  3. Второй взяться за канат на уровне груди.
  4. Крепко удерживаясь руками, подтянуть ноги и зажать канат между пяткой одной и носком другой.
  5. Выпрямить ноги, и переместить нижнюю руку выше, над головой.
  6. Повторять движения.

Без помощи ног

Довольно сложное для новичка упражнение. Перед выполнением удостоверьтесь, что у вас достаточно развита сила и выносливость верхних конечностей, чтобы с ним справиться. Приступайте к упражнению после освоения двух предыдущих элементов. Если почувствуете, что не справляетесь, подключайте ноги.

Техника выполнения следующая:

  1. Встать рядом с канатом и обхватить его руками: одна чуть выше другой.
  2. Слегка согните ноги, но не обхватывайте ими канат. Висеть нужно только за счет силы рук.
  3. Подтягивайтесь с помощью рук, попеременно перемещая руки выше и выше. Двигаться нужно только с использованием силы мышц и плечевого пояса.

Канат в качестве лаза на дерево

Примером незаменимого места для каната может послужить использование каната в качестве лаза на дерево. Если повесить подходящий по длине канат на крепкий перпендикулярный стволу сук рядом со стволом, то дети быстро соображают, что можно подняться в развилку дерева, держась руками за канат и перебирая ногами по стволу.


В этом дачном спортивном комплексе, удобно расположившемся на старом и крепком грецком орехе, канат играет одну из важнейших ролей.

Парным снарядом для подросших детей является лиана. Если повесить ее недалеко от развилки между широко расставленных крепких ветвей, то она становится способом с дерева спрыгнуть (ребенок прыгает на лиану, несколько раз на ней качается вверх-вниз, потом слезает или спрыгивает на землю). Но об этом уже другая история. На домашнем же комплексе можно попробовать повесить канат в непосредственной близости от скалодрома, чтобы стимулировать ребенка попробовать совместить эти два снаряда в лазаньи.

Техника безопасности

Лазанье по канату должно происходить с соблюдением определенной техники безопасности. Травматизм техники подъема и спуска довольно велик. Важно понимать, что перед упражнениями нужно разогреть мышцы. Инструктора всегда читают напутствие перед тренировками. Когда занятия производятся в зале самостоятельно, вам придется самому себе напоминать о главных правилах выполнения упражнения и обязательно их соблюдать.

При подъеме по канату

Выполнять данное упражнение можно только после разминки и разогрева. Спортсмен должен быть в хорошей форме, с развитыми мышцами рук и спины, так как научиться подъему по канату, не обладая нужными физическими данными, будет очень сложно. Как минимум, у вас должно хватать сил на 10 подтягиваний или отжиманий.


Первые тренировки проводите в зале, подложив внизу маты.

А теперь непосредственно правила:

  1. Упор всегда в первую очередь лежит на руках. При подъеме их следует зафиксировать удобно и плотно.
  2. Одна рука, не важно какая, всегда обхватывает канат выше головы. Ее выпрямляют максимально, чтобы подтянуть следом туловище.
  3. Вторая фиксирует положение тела и помогает передвижению строго в горизонтальном направлении.
  4. Верхнюю руку ослаблять нельзя.

В некоторых случаях удается дать послабление на ведущую руку, но в этом случае двигаться нельзя. Останавливаемся и расслабляем максимально все мышцы.

При спуске

Спускаться намного сложнее, чем подниматься. Во время подъема затрачивается много сил. При спуске мышцы достаточно напряжены, легкая усталость в них присутствует в любом случае. Опять же упор идет на ведущую руку. Ноги фиксируют положение при спуске и контролируют скорость передвижения.

  1. Нельзя наклонять вниз голову.
  2. Захватывать канат нужно плотно и сильно.
  3. Тело находится в прямом положении, начиная со стартовой позиции, и заканчивая касанием стоп земли.
  4. Соскальзывать с каната ни в коем случае нельзя.
  5. Передвижения осуществляются строго в том же порядке, что и при подъеме: поочередно перемещаются руки и ноги, но уже вниз по канату Даже есть более жесткие правила: двигаться нужно медленно и с расстановкой.

Следите за дыханием и за ощущениями в теле.

Вывод

Упражнение лазанье по вертикальному канату интересно не только для кроссфитеров. Оно эффективно развивает торс, силу, выносливость и силу хвата. Не зря это упражнение используется армией, силами специального назначения и пожарными. Если есть возможность внедрить упражнение в свои тренировки, то им пренебрегать не стоит. Кстати, упражнение можно усложнить, если использовать отягощение при подъеме. Конечно же, к этому варианту выполнения следует отнестись с максимальной осторожностью и увеличивать вес постепенно. Всегда следите за самочувствием и при малейшем дискомфорте отказывайтесь от упражнения.

А также читайте: Кроссфит тренировка для начинающих →

Частые ошибки новичков

При выполнении как сложных, так и легких упражнений могут происходить типичные ошибки. Допускать их нельзя, так как от правильности выполнения того или иного комплекса зависит конечный результат.

Неправильная постановка рук или ног

Руки и ноги должны быть четко зафиксированы на опоре. Локти разводить нельзя, иначе вся нагрузка распределится на спину. Могут заболеть плечевые суставы и травмироваться позвоночник.

Ноги должны обеспечивать хороший захват. С их помощью удается ослабить нагрузку на верхнюю часть позвоночника и распределить силу по всем мышцам равномерно. Нельзя ослаблять нагрузку на ноги.

Использование перчаток

Новички думают, что перчатки помогут усилить хват и защитят от мозолей. Но это ошибочное убеждение.

Использовать перчатки не нужно.

Они не уберегут от травм, а наоборот ослабят хват и повысят риск соскальзывания. Перчатки нередко служат причиной травматизма на канате. Спускаться с индивидуальными средствами защиты противопоказано.

Низкий захват руками

Руки следует располагать как можно выше уровня головы. Захват осуществляется по всей доступной траектории.


Низкий хват усилит нагрузку.

Если расположить руки неверно, то нагрузка на них усилится. Это приведет к необходимости дополнительных усилий. Плечи и кисти быстро устают. Скорость подъема снижается.

Неверный спуск

Как и опытные спортсмены, так и новички должны учитывать тот факт, что избежать травматизма во многом удается при соблюдении техники безопасности. Важнейшим моментом, который оговаривается тренерами перед занятиями, является вопрос правильности спуска с каната.

Важно! Нельзя спрыгивать или соскальзывать с каната. Эти способы грозят серьезными травмами и ожогами ладоней.

Резюме

Будет ли использован и любим канат ребенком зависит от нескольких параметров. Во-первых, материал, из которого канат сделан. На уличных детских площадках нашей страны вам встретятся большей частью жесткие синтетические канаты, они не очень приятны для рук и не очень ухватисты (скользят). Такие канаты дети не любят и это останавливает многих взрослых от экспериментирования с этим прекрасным, в общем-то, снарядом. Поскольку снаряд сложный (требует освоения), его место в спортивном комплексе изначально должно быть незаменимым. То есть он должен быть включен в какой-нибудь маршрут, где его использование дает много преимуществ, а не использование создает трудности (заставляет лезть в обход). Логика очевидна: если канат есть чем заменить, то его заменят.

Тем не менее, не откладывайте приобретение (изготовление) и подвес каната на период, когда ребенок вырастет. Как в случае каната с петлей или узлом внизу (каната-качели), так и в случае каната, висящего рядом со шведской стенкой, это один из первых снарядов малыша, к которому лучше привыкать в той или иной форме с самого начала лазанья. Сначала играть с ним (например, залазить на шведскую стенку, взяв с собой канат и сбрасывать его с высоты с восторгом и шумом), потом — полноценно его осваивать. Со временем канат станет для вас одним из индикаторов прекрасного физического развития и сбалансированного владения своим телом у вашего ребенка, который, наработав мышечный корсет лазаньем на комплексе в целом, перенесет свои умения на канат и удивит вас.
СнарядыКанат

Как следует спускаться с каната

Техника спуска схожа с техникой подъема. Только залезть наверх намного легче, чем аккуратно спуститься. Здесь важно соблюдать аккуратность и постепенный подход.

Необходимо соблюдать аналогичную технику и не уклоняться от нее:

  1. Руками крепко держатся за канат.
  2. Руки поочередно сменяют, но используют уже нижний хват.
  3. Ногами помогают совершать скользящие, но твердые спуски. Не забывайте зажимать канат между пяткой и носком, когда перемещаете руки ниже.
  4. Тело движется в такт с ногами и руками.

Важно слышать свое тело и ощущать равномерную нагрузку. Только в этом случае можно будет успешно спуститься и не получить травм.

Как внедрить в тренировку

Есть несколько вариантов внедрения каната в тренировочный процесс. Если речь идет о кроссфите, то его следует выполнять как отдельное упражнение. Оно должно выполняться раундом. А если ваша физическая подготовка позволяет делать упражнение в комплексе с другими, тогда можете попробовать комплекс.

Выполнять комплекс нужно в взрывном темпе с минимальным перерывом на отдых. Для домашнего тренинга или тренировок на свежем воздухе, вне фитнес зала, упражнение можно выполнять в самом начале перед основными упражнениями на развитие мышц спины. Также его стоит рассмотреть в качестве элемента общеукрепляющей тренировки, в которую входит всевозможный бег, отжимания, подтягивания и выпрыгивания.

Особое внимание хочется уделить безопасности.

  • Во-первых, не используйте перчатки во время работы на канате.
  • Во-вторых, помните, что ноги обхватывают канат стопами (пяткой и носком), а не внутренней поверхностью бедра.
  • Не выполняйте упражнения через боль или дискомфорт в суставах и мышцах.

Советы по обучению ребенка

Маленькие дети не так сильно боятся высоты, если не имеют негативного опыта в прошлом. Взрослым упражнение дается сложнее из-за внушенных или приобретенных страхов. Малыши с удовольствием выполняют технику подъема и спуска. Они не учитывают опасность, которая может возникнуть в случае неправильных движений.


Сделайте частые узлы, чтобы ребенку было проще в начале пути.

По началу ребенка следует придерживать при расположении ног и рук. Ему нужно зафиксировать их на канате, чтобы он запомнил технику. Как только выработается навык, можно смело доверить ребенку это действие.

При спуске важно объяснить, что резкие движения недопустимы. Все выполняется в спокойном и слегка даже замедленном темпе.

Разминка с канатами[править | править код]

Выполнять упражнения в связке, беря по 10 секунд активного восстановления между сериями, возможно повторение полного круга с 1 минутой на восстановление.

  • 10 обычных волн восстановление — 10 секунд подпрыгиваний
  • 10 волн с большой амплитудой
      восстановление -10 секунд подпрыгиваний
  • 10 крестообразных волн
      восстановление — 10 секунд подпрыгиваний
  • Боковые волны с обратным хватом
      Восстановление — 10 секунд подпрыгивания
  • Короткие и быстрые волны в течение 20-30 секунд
      1-2 подхода с 1 минутой восстановления
  • Кроссфит-комплексы с подъемом по канату

    Главным атлетическим приемом эффективного лазанья по канату является кроссфит-комплекс. Мастерство выполнения подъема и спуска без помощи ног – основное достижение атлетами всего мира. Этот прием требует максимум усилий и невероятной концентрации.

    Кроссфит-комплексы с подъемом по канату требуют особой отдачи от спортсмена. Как правило, комплекс выполняется в усиленном темпе с минимальным количеством времени для отдыха.

    Во время выполнения нагрузки интенсивность достигает предела. Чтобы избежать травм, необходимо тщательно разминаться перед упражнением. Нулевая физическая подготовка не позволят эффективно пройти подъемы и спуски.

    Комплекс с отжиманиями

    Данное упражнение помогает развить скоростно-силовые характеристики спортсмена. Прокачиваются мышцы плечевого пояса за счет интенсивного отжимания от пола. Подъемы по канату чередуются со следующими приемами:

    • Выполняется 20 – 25 подтягиваний на перекладине.
    • Несколько раз отжимаются от пола. Задействуют максимально мышцы плечевого пояса. Выполняют столько подходов, чтобы прочувствовать хорошую нагрузку на все системы мышц. Разогрев поможет выполнить остальные упражнения максимально комфортно. Если комплекс упражнений выполняет ребенок, то достаточно выполнить 5 – 7 отжиманий. Взрослый новичок должен осилить около 10 подходов. Для спортсмена легко будет преодолеть 50 – 70 отжиманий в зависимости от подготовки.
    • Можно совместить отжимания от пола с поднятием классической становой тяги. Достаточно сделать 10 раундов, чтобы прокачать все группы мышц и подготовить их к дополнительным нагрузкам.

    Комплекс с упором на ноги

    Ноги должны принять на себя всю основную нагрузку. При этом руки служат опорой и поддержкой и не опускаются ниже головы. Основной упор выполняется стопами. Они совершают плотный обхват. Нужно не только постараться удержаться в вертикальном направлении, но и сориентироваться в дальнейшем действии. Икры и ягодицы должны быть максимально напряжены. Движения делают четко и быстро.

    Руки при этом успевают подстраиваться под тело и принимать положения, удобное для карабканья вверх. Хоть руки и принимают на себя ведущую роль, ноги должны указывать правильное направление и осуществлять решительные маневры. Ослаблять нагрузку нельзя даже при спуске.

    Комплекс с подтягиваниями

    При подтягивании главным вопросом встает умение держать равновесие. Качаться на канате нельзя. Это самый неверный подход. Он выбивает из правильной композиции и нарушает очередность дальнейших действий. При подтягивании тело принимает натянутое положение в сторону руки, которая располагается высоко над головой. Вторая рука служит фиксатором.


    юноша забирается по канату

    Ведущая рука всегда фокусирует направление, а вторая идет всегда следом и служит поддержкой. Чтобы подтянуться как можно выше или сделать шаг, нужно как следует ухватиться за опору и двигаться в направлении вверх. Переменный подъем вверх позволяет отдыхать рукам. Поэтому упражнение с подтягиванием дается легко, если правильно ухватиться за опору.

    Комплекс с основной нагрузкой на корпус

    Чтобы задействовать в упражнениях корпус и минимизировать влияние на мышцы конечностей, нужно соблюдать правило для начинающих. Смысл его в том, что в начале упражнений основная нагрузка приходится на руки. После разогрева локтевых и плечевых мышц упор переходит на лодыжки. Икры ног и ягодицы перенимают нагрузку. Происходит равномерное распределение тяжести.

    После того как основная тяжесть распределена и все мышцы разработаются, можно постепенно перераспределять нагрузку на тело. Легкие подтягивания и спуски помогут разработать координацию и включить в процесс все органы и системы. При подъеме нужно остановиться и прочувствовать максимально четко шейный отдел, поясничный и весь позвоночник. Если легкий комфорт ощущается по всему телу, значит упражнение выполнено максимально правильно.

    Научиться спускаться по канату легко, когда проработан четкий подъем. Как только мышцы хорошо разогреются, можно с легкостью прорабатывать спуск. Это намного сложнее простого подъема, так как требует особой выносливости и терпения.

    Техника и методика формирования навыков лазанья

    Жанагуль Ишаулова

    Техника и методика формирования навыков лазанья

    Лазанье – один из видов основных движений – относится к циклическому движению, в своей основе имеет кратковременную повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу, осуществимых посредством поочередного движения рук и ног. Данное движение вовлекает в работу значительную массу мышц. Кроме этого, процесс лазанья характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Благодаря этому упражнения в лазании способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника, помогают формированию правильной осанки.

    С помощью лазанья воспитывается ловкость, выносливость, совершенствуются координационные способности и т. д.

    Ребенок овладевает следующими видами лазания:

    — ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке и др.);

    — лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке и т. д., подлезание, перелезание, пролезание,

    Ползание – это передвижение по плоскости с помощью нижних и верхних конечностей.

    Лазание – это передвижение, связанное с использованием предметов: в условиях физкультурного зала – гимнастическая стенка, разные лестницы (установление вертикально, горизонтально, наклонно, шест, канат.

    Подлезание – залезать подо что-либо ползком.

    Перелезание – лезть (карабкаясь, передвигаться) через что-либо, с одной стороны, чего–либо на другую, из одного места в другое; залезать, взбираться на другое место.

    Пролезание – лезть, протискиваться сквозь что–либо узкое, затрудняющее движение.

    Особенности выполнения разных видов лазанья детьми 2–3 лет

    Стремление к ползанью и лазанью у детей очень велико. Ребенок 2–3 лет ползает с большим удовольствием, уверенно и быстро. В начале 3–го года жизни дети еще любят ползать лежа на животе, попеременно вытягивая вперед руки и подтягиваясь на них. Встречаются случаи передвижения бочком, т. е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения. При влезании на стенку все дети 2–х лет приставляют одну ногу к другой, затем перехватываются поочерёдно руками, располагаясь на следующей высоте рейке. При слезании все дети используют приставной шаг.

    Упражнения для формирования навыка лазанья

    Ползание на четвереньках по: прямой (расстояние 3–4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20–30 см;

    по гимнастической скамейке.

    Подлезание под: воротца; веревку (высота 40-30 см) и др.

    Перелезание через бревно и т. д.

    Лазанье удобным для ребенка способом по: лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м).

    Методические рекомендации по обучению технике лазанья

    Постепенно детей учат ползание осуществлять при опоре на руки и ноги; это позволяет ребенку разгрузить позвоночник. Необходимо следить, чтобы активно работали верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования правильной осанки. Сначала детям даются упражнения в ползании по полу на четвереньках в любом направлении, затем педагог учит их ползти в заданном направлении, постепенно усложняя упражнения, включая подлезание, перелезание, пролезание.

    При обучении в этом возрасте детей еще не ставится цель обучить детей правильному влезанию и слезанию. Сначала учат лазанью приставным шагом: ребенок держится обеими руками за одну ступень, ноги тоже на одной ступени, потом она переставляет поочередно руки и ноги на следующую ступень и т. д.

    Главным остается формирование у детей чувства уверенности: чтобы дети научились без страха подниматься на предмет, уверенно пускаться вниз.

    Педагог должен постоянно находиться рядом и всегда готов помочь ребенку, подбодрить. Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

    Особенности выполнения лазанья детьми 3-4 лет

    Во второй младшей группе у подавляющего большинства детей характерна хорошая координация движений при ползании. В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони.

    Дети данного возраста довольно быстро овладевают такими видами движений, как пролезание в обруч, подлезание под дугу или веревку, натянутую на высоте 50–40 см от пола, и др. Труднее им дается ползания в сочетании с упражнениями из равновесия (ползание по гимнастической скамейке в упоре стоя) и лазание по гимнастической стенке.

    Для детей второй младшей группы значительную сложность составляют упражнения с лазание по гимнастической стенке и наклонной лесенке. При лазании они плохо координируют движения ног и рук, часто проявляют нерешительность. Дети 3–х лет примерно в 78% случаев при влезании на стенку используют приставной шаг, а 22% – смешанный способ, т. е. используют как приставной, так и чередующийся (каждый раз нога ставится на следующую по высоте рейку пролета лестницы, руки ребенка перехватываются поочередно. Перед каждым новым шагом руки ребенка находятся на одной рейке.

    При слезании малыши 3–х лет в 11% случаев применяют смешанный шаг, остальные слезают, приставляя одну ногу к другой на каждую рейку.

    Лазанье на этом возрастном этапе требует от ребенка большого напряжения внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Эти качества развиты еще слабо. Поэтому лазают дети медленно, в произвольном темпе.

    Упражнения для формирования навыка лазанья:

    Ползание на четвереньках по: прямой (расстояние увеличивается до 6 м);

    между предметами; вокруг них; «по–медвежьи» с упором на ступни и ладони.

    Подлезание под препятствие (высота 50 см, не касаясь руками пола и т. д. :

    Пролезание в обруч и др;

    Перелезание через бревно и др.

    Лазанье по лесенке–стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

    У детей также продолжают совершенствоваться навыки в упражнениях, проводимых в первой младшей группе с слегка усложненными элементами.

    Методические рекомендации по обучению технике лазанья

    Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. Для получения физической нагрузки важно, чтобы малыши проползали определенное расстояние. С этой целью используются зрительные ориентиры, которые указывают ребенку, где начинать и где заканчивать расстояние.

    Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.). Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище, а затем вторую ногу.

    Для детей 3-4 лет упражнения в лазанье представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом – как им удобнее. Однако, учитывая умения детей, уже можно начинать учить детей элементам правильной техники влезания. Педагог, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

    Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. При необходимости педагог помогает ребенку преодолеть страх.

    Особенности выполнения лазанья детьми 4-5 лет

    Благодаря возросшим физическим возможностям, дети могут проползать расстояние до 6–8 м. В возрасте 4–5 лет дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. С 4–х лет у детей отмечено использование трёх способов лазанья. Примерно, в 36% случаев они применяют приставной шаг, в 43% – смешанный способ, в 21% — чередующийся. Начиная с 4–5 лет, дети используют чередующиеся движения рук. Однако согласованность в движениях руками и ногами еще не достигнута. Дети 4–х лет в 21% случаев используют смешанный способ слезания.

    Упражнения для формирования навыка лазанья

    Ползание и лазанье выполняются разными способами. Однако для сохранения у детей интереса необходимо придать однообразному упражнению игровой характер.

    Вводятся новые виды ползания, подлезания и перелезания:

    — на четвереньках с опорой на колени и предплечья («кошка крадется»);

    — ползание по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;

    — подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед;

    — ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони в разных направлениях (змейкой, между предметами и т. д.);

    — перелезание через лесенку-стремянку на другую сторону;

    — переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 2–4 реек).

    Методические рекомендации по обучению технике лазанья

    В упражнении с подлезанием под шнур, дугу и др. дети, не умея рассчитать высоту препятствия, подползают так же, как ползают, т. е. не прогибают спину, и поэтому часто задевают шнур, разгибаются слишком рано. Педагог, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами.

    По мере того как дети при лазании осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям – одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Для тех детей, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания. Следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз старались не пропускать перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. Обязательна страховка детей педагогом.

    Особенности выполнения лазанья детьми 5-6 лет

    Дети 5–6 лет имеют хорошие навыки разных видов ползания. При выполнения данного упражнения используют различные способы. Также дети демонстрируют неплохие навыки в подлезание, перелезание, пролезание разного вида. При влезании на стенку дети проявляют большую уверенность и решительность.

    У старших дошкольников распределение способов влезания на стенку выглядит следующим образом: примерно в 19% случаев дети используют приставной шаг, в 43% случаев – смешанный, 38% – чередующийся способ постановки ног на рейки лестницы.

    Большинство детей 5–ти лет передвигаются вниз по лестнице приставным шагом (около 57%, смешанный способ применяют 29% детей, а 14% дошкольников этого возраста используют чередующийся шаг.

    Упражнения для формирования навыка лазанья

    В старшей группе продолжают совершенствовать навыки в ползанье, полученные в предыдущие годы. Вводятся новые виды ползания:

    — на четвереньках в чередовании с ходьбой, бегом, перешагиванием/переползанием через препятствия;

    — ползать, преодолевая несколько предметов подряд;

    — ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м, толкая головой мяч;

    — ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени;

    — ползание по-пластунски на полу;

    — подтягивание на скамейке на коленях;

    — передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на скамейке;

    — ползание назад по скамейке с упором на предплечья и колени.

    В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом.

    Перелезание разными способами: через несколько предметов подряд;

    через препятствие (бревно, скамейка); переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 4–6 реек);

    переход переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону;

    Пролезание в обруч разными способами; между рейками и т. д.

    Лазанье: по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа,

    по гимнастической стенке с перелезанием на другую сторону (если обе стенки открыты для подхода к ним); по канату (начинают обучать подготовленных детей).

    Методические рекомендации по обучению технике лазанья

    Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

    Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

    При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками. Затем переходят к освоению захвата каната ногами. В конце обучают детей спуску с каната. При подъёме по канату педагог должен придерживать конец каната.

    При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами, расположенными на расстоянии 15–20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок.

    Не всегда для обучения ползания и лазанья педагог может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение может показывать подготовленный ребенок, действия которого комментирует педагог. Часто, особенно в начале обучения, используется объяснение: педагог называет действие, дети воспроизводят его. При необходимости педагог корректирует действия детей.

    Во время выполнения любых видов лазанья педагог обязан обеспечивать страховку и оказывать необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

    Особенности выполнения лазанья детьми 6–7 лет

    Дети 6–7 лет легко справляются со всеми видами пролазанья, подлезание, перелезание, пролезание. У большинства детей сформировано устойчивое умение выполнять влезание по стенке чередующимся способом постановки ног и рук. Однако при перемещении вниз большинство детей использует смешенный способ. Есть дети, которые при слезании со стенки еще используют приставной шаг. Также небольшая часть дошкольников подготовительной группы при слезании уже уверенно пользуются чередующимся способом постановки ног и рук.

    Упражнения для формирования навыка лазанья

    Совершенствуются умения в ползанье, пролезание, подлезании, лазаньи разными способоми. Используются все упражнения, изученные в предыдущие годы с элементами усложнения. Детей учат ползать одноименными и разноименными способами.

    Обучение ползанью осуществляется за счет усложнения способов ползанья и условий выполнения: по полу на определенное расстояние, по ограниченной поверхности (гимнастическая скамейка, ребристая доска, лестница). При ползании на четвереньках дети могут опираться на ладони и колени, на стопы и ладони, на колени и предплечья; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.

    Пролезание между перекладинами гимнастической стенки, поставленной на бок лесенки, в обруч и др. выполняется разными способами. Расстояние между перекладинами лестницы не менее 40 см. В обруч пролезают сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.

    Подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50–35 см).

    Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое: с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; через верх стремянки и т. д. Детям дается задание перелазить более высокие препятствия.

    Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см, по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.

    Лазанье по гимнастической стенке осуществляется с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

    Методические рекомендации по обучению технике лазанья

    Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх. Во время выполнения упражнений в лазании перед детьми этого возраста ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин. Однако допускается, чтобы при слезании они использовали более простой для них приставной шаг.

    На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору. Необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога. При этом надо следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой.

    Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При выполнении упражнений по лазанию педагог должен постоянно стоять рядом с выполняющим движение ребёнком и в случае необходимости оказывает помощь.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]