ТЕРМИНОЛОГИЯ В ГИМНАСТИКЕучебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Термины очень важны в спортивной, художественной гимнастике, а также в акробатике, прыжках на батуте, поскольку выполнение упражнений требуют точности, взаимопонимания тренера и спортсмена. Точное понимание специальных названий позитивно отображается на тренировках и конечных результатов гимнастов. Кроме терминов, обозначающих движения, особенные названия имеют снаряды, инвентарь, существуют специальные правила образования новых понятий.

Советы начинающим гимнастам

Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации.

Но юным гимнастам тяжело вникнуть в сложные словосочетания, а объяснять их не спешат. Но прежде чем начинающие спортсмены не просто выучат спортивные слова и научатся их воплощать в красивые и грациозные движения, нужно учесть несколько моментов, которые позволят им заниматься долго, сохраняя здоровье.

  1. Всячески избегайте травм. Учтите, что человеческий организм при нормальных условиях не рассчитан на ту силу, которую нужно приложить для исполнения упражнений, поэтому травмироваться можно в любой момент. Даже небольшие травмы могут означать конец карьеры, так как в гимнастике пропуски очень нежелательны.
  2. Не занимайтесь на износ. В этом виде спорта самое главное — не сила, не ловкость и не растяжка. Эти качества достигаются ежедневным трудом. Главное — концентрация, она максимальна в начале занятия и минимальна после утомительной тренировки. Часто травмы случаются как раз из-за рассеивания внимания в конце тренировки. По этой же причине не делайте сложных упражнений на исходе сил.
  3. Слушайте тренера, но прислушивайтесь к своему организму. В гимнастике «отлынивание» невозможно — ведь только упорными ежедневными тренировками достигаются результаты. Но есть категория тренеров, для которых результат превыше всего, а спортсмены, даже если они дети — всего лишь расходный материал. Если понимаете, что выполнение упражнения не в ваших силах или же страховка недостаточна для сложного трюка — откажитесь от выполнения. Лучшая подготовка, отдых, даже перенос упражнения на следующий день поможет изучить и воплотить даже сложные движения.
  4. Полноценно питайтесь. Тяжелые занятия по пять часов в день делают невозможным нарастания жировых отложений. Диеты, которые направлены на снижения веса спортсменки оправданы для достижения очень кратковременного результата. Но со временем ограниченный в еде организм станет слабеть, станут частыми растяжения мышц, связок, возможны даже переломы. Поэтому для долгосрочного результата нужно разработать такое питание, которое будет разнообразным и максимально натуральным. И ни в коем случае не принимайте разные спортивные добавки, увеличивающие мышечную массу, так как это однозначно негативно скажется на реальной силовой подготовке.
  5. Даже не смотрите в сторону допинга. Любое стимулирующее вещество — алкоголь, никотин, и еще и современные спортивные добавки не более чем наркотик. Организм подвергается преждевременному износу , теряет силы под действием любых стимуляторов, даже обычного кофеина. Даже чай нужно пить в меру, не говоря о кофе. Пусть единственным наркотиком станет адреналин, который выделяется во время занятий.
  6. Самый главный совет — занимайтесь гимнастикой только в том случае, если вам нравиться это занятие. Удовольствие, полученное от тренировок пусть будет отличным оправданием перед лицом ежедневного труда и неизбежных травм. Если почувствуете, что заниматься уже не хочется или невмоготу, без сомнений переключайтесь на вид деятельности, в котором вы сможете достичь большего успеха — другой вид спорта, танцы.

Старайтесь разносторонне изучить спорт, которым занимаетесь, изучите теорию, технику безопасности и вам будет легче в трудные моменты, которых хватает в этом виде спорта. Гимнастика — самый сложный вид спорта, это занятие для сильнейших телом и духом, но именно эта особенность заставляет учитывать даже самые мелкие детали, к которым относятся казалось бы просто слова — термины.

Смотрите также

Тренировочные принципы

Применение различных тренировочных принципов способствует усложнению тренировочного процесса. Постоянное усложнение необходимо для того, чтобы результаты не стояли на месте, а все время росли. Для достижения этой цели существует множество различных.

Сколько повторений делать в подходе на силу, на массу

Меньше подходов с большими весами — это силовой способ тренировки. Больше подходов с весами поменьше — тренировка по программе на массу. Как определить что лучше, какая тренировка будет эффективней? Сколько.

Почему болят мышцы во время и после тренировки?

Мышечные боли во время тренировочного процесса обычное дело на которое влияют два основных фактора, молочная кислота и микроразрывы в мышечной ткани. И того и другого не стоит боятся, кроме того.

Терминологические требования

Термины должны быть доступными для понимания, поэтому желательно, чтобы они строились на словах родного языка, а также из заимствованных слов с другого языка, но только тех, которые имеют интернациональное значение. Если образовывать термины не по правилах словообразования, а также из непонятных слов, то они не будут запоминаться и не будут восприниматься на слух.

Также термины должны точно передавать действие в упражнении, в этом случае они будут улучшать взаимодействие между тренером и спортсменом и освоение самого упражнения будет проходить быстрее. Важное свойство — удобство произношения, терминологические понятия должны быть краткими и легко выговариваться.

В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах.

Термины делятся на:

  • общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения;
  • основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, половорот, оборот;
  • дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее.

Хваты при тренировке с гантелями.

Гантели всегда следует держать закрытым хватом. В отличие от штанги в упражнениях с гантелями есть возможность менять хват прямо во время выполнения упражнения, это часто используется. Держа снаряд в начальной точке одним хватом, мы меняем его на другой в конечной точке.

Примером смены прямого, нейтрального или обратного хвата может служить жим Арнольда или подъёмы гантелей в стороны, когда мы супинируем или пронируем гантели при жиме в верхнюю точку. В упражнениях с гантелями шириной хвата служит расстояние между руками, которое также принято менять в некоторых упражнениях, сводя руки в верхней точке и разводя в нижней, например при жиме гантелей лёжа.

Возможность применять данные приёмы дают гантелям преимущество перед штангой, что позволяет более разнообразно воздействовать на мышцы и в конечном итоге благоприятно влиять на их проработку.

Общеразвивающие и вольные упражнения

  1. Исходное положение сокращенно именуется и.п. — это позиция, стойка, которыми начинается упражнение.
  2. Стойка — основная стойка сокращенно называется о.с., это совершенно ровная позиция, которая характерна для строя, также существуют другие виды стоек — ноги врозь, узкая, скрестная, на одном колене, на носках, также существует термин «встать», при котором с позиции на коленях встают в позицию стоя.
  3. Сед — спортсмен сидит на полу, снаряды. Бывают таких видов — простой сед, ноги врозь, согнувшись и другие.
  4. Присед — занятие на согнутых ногах. Виды — полуприсед, полуприсед с наклоном, присед, напоминающий «старт пловца» и другие.
  5. Выпад — спортсмен выставляет впереди ногу, которую сгибает, на эту ногу переносится вес тела и она становится опорной. Виды — наклонный выпад, глубокий выпад, выпад влево с наклоном и другие.
  6. Упор — положение спортсмена, при котором плечи находятся над точкой опоры. Виды — упор присев, упор лежа на предплечьях и другие.
  7. Круг — движения любыми частями тела — головой, руками, ногами, туловищем по круговой траектории, круг может быть совершен как на ковре, так и над снарядом.
  8. Наклон — сгибание тела.
  9. Равновесие — стойка на одной ноге при удержание равновесие — боковое, заднее, с захватом, шпагатом.

Изучение стартов из воды[править | править код]

Рис. 6.20. Упражнение для обучения старта из воды (пояснения в тексте)
Основную сложность при изучении этого старта представляет фаза выхода туловища из воды в прогнутом положении, т.е. с высоким движением поясничной части над водой. Для этого занимающемуся необходимо освоить несколько подготовительных упражнений.

Упражнение № 1

. ИП стартовая позиция в воде (рис. 6.20, а). По команде преподавателя отнять руки от поручня и одновременно сделать толчок ногами. При этом тело без фазы полета будет скользить по поверхности воды до полной остановки. Следить, чтобы руки, двигаясь через стороны вперед, заняли удобообтекаемое положение, а голова располагалась между рук (рис. 6.20, б).

Упражнение № 2

. ИП стартовая позиция в воде. По команде преподавателя сделать толчок ногами и одновременно отнять руки от поручня и оставить их вдоль туловища. В конце толчка ногами прогнуться в пояснице и постараться коснуться воды вначале плечами или верхней частью спины, а затем тазом.

Упражнение № 3

. ИП то же. Но выполнять движения перед отпусканием рук от поручня надо с раскачиванием вверх и вниз. При одном из движений вверх отнять руки от поручня и через мгновение закончить толчок ногами в направлении назад — вверх. Руки оставить вдоль туловища и постараться как можно больше прогнуться в пояснице, добиваясь наиболее высокого положения таза в момент окончания толчка ногами.

Упражнение с раскачиванием перед толчком является стержневым, так как оно позволяет уловить тонкие ощущения согласования отталкивания ногами и момента отпускания рук от поручня потому, что по команде «марш» спортсмен вначале должен за счет усилия рук и разгибания ног приподняться вверх, а затем, отнимая руки от поручня, отталкиваться в нужном направлении, тонко соизмеряя усилия рук и ног в направлении назад и вверх.

Упражнение № 4

. Данное упражнение усложняется движением рук через стороны вперед. Из ИП стартовая позиция в воде движения выполняются с менее выраженными раскачиваниями вверх и вниз с последующим разгибанием ног и затем отниманием рук от поручня. Постепенно занимающийся переходит к выполнению полета с высоко поднятым туловищем без раскачивания.

Упражнения на снарядах

  1. Хват — способ, которым гимнаст держится за снаряд, различают — глубокий, узкий, широкий, сомкнутый, обратный и другие.
  2. Вис — плечи гимнаста находятся ниже хвата.
  3. Упор — гимнаст выше точек опоры.
  4. Сед — положение, в котором сидит на снаряде.
  5. Спад — движение вниз.
  6. Опускание — медленное движение вниз.
  7. Оборот — переворачивание кругом гимнаста вокруг снарядной оси, делается из упора.
  8. Поворот — поворачивание тела относительно вертикальной оси.
  9. Стойка — гимнаст находится ногами вверх с опорой на руки или другую часть тела.
  10. Мах — свободное движение без оси, разновидности — изгибами, силой, с прыжка.
  11. Размахивание — неоднократный мах.
  12. Мах дугой — движение из упора в вис движением дугой.
  13. Кач — движение как маятник с кольцами.
  14. Раскачивание — неоднократный кач.
  15. Выкрут — фиксированный хват, и последующее вращение в суставах плеч с оборотом тела вокруг горизонтальной оси.

Виды хвата по гимнастике

ХВАТ в акробатике — различные способы захвата рук партнера в парных упражнениях и пирамидах (рис.).


Разновидности хвата

X. в спортивной гимнастике — определение способа удерживания гимнаста на гимнастическом снаряде. При выполнении упражнений на снарядах применяются следующие X.: сверху (большие пальцы рук обращены внутрь, а в упоре на брусьях — вперед). При описании упражнений этот Х. не указывается. Разновидности его: глубокий X. (кисти рук, сгибаясь в лучезапястных суставах, глубже захватывают снаряд); X. снизу (положение кистей противоположно предыдущему); разный; (одна рука удерживает снаряд сверху, а др. X. снизу); обратный X. (большие пальцы обращены наружу); скрестный X. (руки в положении скрестно). Помимо приведенных, на брусьях употребляют еще два X.: наружный (гимнаст внутри брусьев, кисти обхватывают одноименные жерди снаружи, пальцы обращены внутрь) и внутренний (противоположный).


Хват в тяжелой атлетике

В тяжелой атлетике — расстояние между кистями рук при захвате грифа для подъема штанги. Различают X. узкий (рис. а), широкий (рис. б) и средний (рис. в). Расстояние между кистями, характеризующее вид захвата, различно в каждом из классических упражнений. В жиме о ширине X. судят по расположению кистей относительно краев дельтовидных мышц. В узком X. против краев дельтовидных мышц находятся средние пальцы, при среднем X. — большие. Широким X. в жиме наз. такой, при к-ром большие пальцы удалены от краев дельтовидных мышц на 5 — 10 и более сантиметров. В рывке двумя руками узкий X. соответствует широкому X. в жиме; средним X. считается такой, при к-ром согнутые руки при отведенных в стороны плечах образуют в локтевом суставе угол 90°; при широком X. кисти расположены у внутренних концов грифа.

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1963. 423 с.

Источник

Другие понятия

Гимнастическая терминология также предусматривает следующие понятия:

  • маховые движения — перемах, круг, скрещение, вход, переход, выход, перелет, соскок, прыжок, опорный прыжок, замах;
  • акробатика — перекат, группировка, кувырок, переворот, переворот назад, перекидка, рондат, курбет, подъем разгибом, сальто, темповый подскок, мост, шпагат, полушпагат, стойка;
  • батут — кач, подскоки;
  • художеcтвенная гимнастика — шаги, бег, поворот, прыжок, пружинное движение руками, волна, волна рукой.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]