Всё о спортивной аэробике: возрастные категории, система судействатребования к одежде

Спортивная аэробика – энергичный, красивый вид спорта, сочетающий в себе элементы акробатики и танцев. Это направление гимнастики требует от спортсмена твёрдой мотивации, общей выносливости, вестибулярной устойчивости и великолепной пластики. Многие родители, выбирая секцию для своего ребёнка, очень часто действуют под влиянием стереотипа, что аэробика – это занятие исключительно для девочек. Спортивная аэробика не только тренирует тело, но и развивает личностные качества и учит работе в команде, что очень важно во взрослой жизни вне зависимости от пола.

Что представляет собой спортивная аэробика?

Спортивная аэробика – это направление гимнастики, особенность которого состоит в выполнении художественных движений под ритмичную музыку. В отличие от фитнеса, это настоящий вид спорта, где гимнасты демонстрируют координацию движений, ловкость, силу и гибкость. По спортивной аэробике давно организуются международные состязания.

Выступления спортсменов сочетают акробатические и танцевальные элементы и длятся обычно 1-2 минуты в зависимости от сложности комплекса упражнений и возраста участников.

Характер соревнований, форма их проведения

К состязаниям допускаются все возрастные категории. Соревнования организуются по таким дисциплинам как:

  • Танцевальная гимнастика;
  • Гимнастическая платформа;
  • Группа (5 спортсменов);
  • Трио;
  • Смешанные пары;
  • Индивидуальные выступления.

Конкурс проводится в два тура:

  1. Предварительный;
  2. Финальный.

По характеру состязания относятся к личным (то есть жюри определяет только личные результаты участников в соответствующих группах).

Возрастные категории

В состязаниях по спортивной аэробике могут принимать участие гимнасты всех возрастов, а именно:

  • Дети: Младшая возрастная группа (6-8 лет);
  • Старшая возрастная группа (9-11 лет);
  • Девушки и юноши (12-14 лет);
  • Юниоры и юниорки (15-17 лет);
  • Женщины и мужчины (от 18 лет).
  • При выполнении определённой нормы баллов в зависимости от возраста соревнующегося ему может быть присвоен разряд:

    • Юношеский (I-III(юн)) (13-11 баллов) – с 7 лет;
    • II и III спортивные разряды (15 и 14 баллов соответственно) – с 9 лет;
    • I спортивный разряд (16 баллов) – с 11 лет;
    • КМС (17 баллов) – с 14 лет;
    • МС (18 баллов) – с 15 лет;
    • МСМК (18 баллов) – взрослым с 18 лет.

    Спортсмены имеют право состязаться исключительно в рамках своей возрастной категории.

    Пол участников и их количество

    В состязаниях по спортивной аэробике принимают участие как женщины, так и мужчины. Число спортсменов зависит от группы, в которой они соревнуются:

    • Индивидуальные выступления предполагают выполнение упражнений одним гимнастом;
    • Смешанные пары состоят из мужчины и женщины;
    • Трио включают 3-х спортсменов;
    • В группах выступают 5 спортсменов;
    • Танцевальная гимнастика требует участия уже 8-ми гимнастов;
    • Гимнастическая платформа – 8 участников.

    Выступления в трио и группах, а также по танцевальной гимнастике и гимнастической платформе возможны как в смешанном составе, так и участников только одного пола.

    Коротко о термине «аэробика»

    «Аэро» – это «воздушный» в переводе с греческого. Термин «аэробика» придумал американский кардиолог Кеннет Купер. Так он назвал упражнения, в процессе которых организм работает в циклическом режиме с относительно высоким пульсом. Тело расходует кислород и гликоген, а также жировые отложения, если гликогена недостаточно. Самый древний вид аэробики – оздоровительная ходьба.

    Детище Купера напоминало советскую ритмическую гимнастику и было направлено на:

    • профилактику гиподинамии;
    • похудение;
    • укрепление сердечно-сосудистой системы.

    Система быстро распространилась. Одни стали прыгать в группах в трико, которые мы все помним по старым роликам, другие – заниматься под видео Джейн Фонда, а третьи – бегать трусцой. Примерно в таком виде аэробика и существует как современное явление.

    Добавились только разграничения по типам используемого оборудования, пульсовым зонам и типу нагрузки.

    © Kalim — stock.adobe.com

    Хронометраж соревнований

    Состязания по спортивной аэробике имеют строгие ограничения по времени выступлений. Выполнение комплекса упражнений не должно занимать более 1 минуты 20 ± 5 секунд вне зависимости от категории. Рамки одного выступления обозначаются звуковым сигналом, который не входит в общую продолжительность.

    Как было уже сказано ранее, состязания проходят под музыкальное сопровождение. Тем не менее на площадку гимнасты выходят без него, не производя никаких специальных движений. При объявлении команды спортсмены сразу занимают стартовую позицию, а по окончании комплекса покидают площадку.

    Описание

    Виды аэробики отличаются друг от друга типами упражнений, их силовой нагрузкой на тело, а также направленностью. Одни занятия рассчитаны на снижение веса, увеличение мышечной массы, другие носят оздоровительный характер, помогая нормализовать работу сердца, дыхания, справиться со стрессом.

    Что примечательно, самым древним видом аэробики является степ-аэробика. Причем данный вид фитнеса считается наиболее эффективным при различных травмах колена.

    На сегодняшний день известно немало разновидностей аэробики. Однако прогресс не стоит на месте, и уже придумано много новых, современных видов фитнеса, набирающих с каждым днем популярность. Например, байлотерапия (укрепляет мышцы живота, бедер и ног), калари-паятау (улучшает осанку, придает гибкость) и Bosu (помогает проработать все мышцы тела с использованием тренажера, похожего на летающую тарелку).

    Музыкальное сопровождение на соревнованиях

    Музыка в спортивной аэробике, как и в танцах, используется для того, чтобы поставить определённый темп и задать тему комплекса. Она поддерживает выступление, а также влияет на качество хореографии. Хорошо подобранное музыкальное сопровождение может выгодно подчеркнуть исполнение.

    Музыка подбирается в соответствии с возрастной группой и категорией спортсменов. Далеко не каждая песня или мелодия подойдёт для соревнований. Она должна отражать тот сюжет, который хореограф вложил в программу, усилить её эффект, а также показать стиль гимнаста и его индивидуальные характеристики.

    Музыка должна иметь чёткий ритм и динамику, быть не однообразной и в целом соответствовать сущности спортивной аэробики. В техническом плане она должна быть совершенной, без чрезмерного количества вставок, а мелодия должна слышаться лучше фона и ритмической основы.

    На состязания предоставляется звукозапись в двух копиях. К копиям прилагаются имена членов группы, длительность музыкального трека и номинация. Песня должна быть в отличном качестве и отвечать всем стандартам воспроизведения звука. Участникам состязаний предоставляются раздельные наушники. Также в комплект звукового оборудования входит CD проигрыватель.

    Как начать заниматься?

    Перед тем, как начать заниматься аэробикой, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. При выборе того или иного вида фитнеса прежде всего следует учитывать состояние здоровья, а также индивидуальные особенности.

    Аэробикой можно заниматься как дома, так и в тренажерных залах группами либо индивидуально.

    Для начинающих желательно ходить в спортивные залы, где есть инструкторы и тренажеры. Тренеры примут во внимание заболевания (если имеются), помогут подобрать комплекс упражнений, чтобы восстановить здоровье, а также выберут необходимый уровень физической нагрузки.

    Если хочется похудеть, тогда спортом нужно заниматься до пяти раз в неделю. По прошествии двух месяцев регулярных тренировок результат не заставит себя ждать. Если нужно только поддерживать себя в отличной физической форме, тогда заниматься аэробикой можно три раза в неделю.

    Если хочется добиться идеальной фигуры, нужно совмещать различные нагрузки (например, дважды в неделю посещать тренажерные залы, а три раза в неделю заниматься фитнесом). При этом нужно не лениться и идти навстречу поставленной цели.

    Требования к одежде

    Спортсмены должны быть аккуратно одеты и внешне создавать о себе хорошее впечатление. На костюме каждого гимнаста крепится эмблема или национальная идентификация. За нарушения во внешнем виде предполагается штраф: председатель жюри имеет право снять 0,2 балла по определённым критериям.

    Требования к женскому костюму:

    1. Форма должна состоять из цельного комбинезона либо слитного купальника, целиком скрывающего паховую область, и колготок (бежевых или прозрачных);
    2. Допускается ношение длинных трико и одежды с блёстками;
    3. Не разрешается одежда со слишком глубокими вырезами. Декольте не должно быть ниже середины грудины, а выемка сзади не должна выходить дальше нижней линии лопаток;
    4. Покрой нижней части купальника не должен быть выше уровня талии;
    5. Допустимы костюмы как с длинными рукавами, так и без них. Рукава могут быть изготовлены из прозрачного материала.

    Требования к мужскому костюму:

    1. Гимнасты мужского пола должны носить на соревнованиях шорты и прилегающую майку либо комбинезон. Купальник допустим в комплекте с бандажом для танцев;
    2. Не допускаются мужские костюмы с открытыми вырезами;
    3. Проймы не должны выходить ниже лопаток;
    4. На одежде участников мужского пола не должно быть блёсток;
    5. Разрешены цельные комбинезоны, легинсы 3/4, а также длинные гимнастические трико.

    Общие требования:

    1. Кроссовки и носки должны быть исключительно белого цвета;
    2. Макияж допустим только для женщин, причём в умеренных количествах;
    3. Не разрешается использование краски для тела;
    4. Волосы должны быть убраны максимально плотно;
    5. На соревнованиях не допускается ношение ювелирных украшений;
    6. Одежда не должна иметь дополнительных не закреплённых на ней элементов;
    7. Прозрачный материал допустим только для рукавов женских костюмов;
    8. Ношение на соревнованиях разорванных комбинезонов и купальников не разрешается;
    9. Одежда не должна быть провокационной, а именно отображать насилие либо иметь религиозную или военную тематику.

    Достаточно часто перед соревнованиями костюмы спортсменам шьют на заказ. Это позволяет не только добиться точного соответствия нормам, но и создать уникальный сценический образ.

    Жеребьёвка, допуск спортсменов к участию в соревнованиях

    Порядок, в котором гимнасты либо группы будут выступать в каждом туре, определяет жребий. Спортсмены обязаны выходить на площадку строго в соответствии со своим номером. Жеребьёвка организуется в тот же день, когда участники приезжают после предварительной комиссии, и проходит в присутствии представителя группы. Вся важная информация, в том числе порядок выступлений и расписание состязаний, предварительно вывешивается на стенде в зале, в котором будут проходить соревнования. Также организаторы могут рассылать её тренерам по электронной почте.

    К участию в состязаниях допускаются гимнасты, достигшие определённого возраста в тот же год, когда должен состояться конкурс. У группы или клуба может быть своё особое название. Заявки подаются согласно порядку, установленному в Положении о соревнованиях, и должны быть соответствующе оформлены.

    С чего начать[править | править код]

    Если вы новичок или слабо подготовлены физически, позанимайтесь несколько месяцев в подготовительной группе и лишь затем переходите в классы с более сложными программами. В больших группах обычно мало внимания уделяется правильной технике выполнения движений, поэтому тренировка либо не приносит никакой пользы, либо возникает такой эффект, как перетренированность. Дело в том, что инструктор не в состоянии уследить за всеми и установить контакт с каждым участником. Если у вас есть физические проблемы, которые могут усугубиться в ходе занятий, необходимо заранее проинформировать об этом руководителя группы, чтобы он подобрал для вас безопасные и эффективные упражнения. Читайте подробнее: групповой фитнес.

    Проверка площадки и звукозаписей перед соревнованием

    Процедура тестирования звукозаписи проводится с целью предупреждения возможных проблем и некорректного воспроизведения. Если длительность, скорость и качество трека не совпадают с запланированными, во время проверки возможна замена носителя. Предоставить другой флэш-накопитель или диск во время соревнований можно только после получения разрешения главного судьи.

    Каждый спортсмен или коллектив должен пройти опробование площадки. В соответствии с правилами на этом этапе каждое выступление гимнаста может быть скорректировано. Ответственность за качество музыки и проверку площадки перед состязанием полностью лежит на команде.

    Направления и виды[править | править код]

    Существует множество направлений аэробики, которые, как правило, строятся на кардиоваскулярных упражнениях. Взять хотя бы аэробику с элементами боевых искусств (тай-бо, катабокс) или езду на велосипедах в помещении (Джонни Спиннинг). Классы танцевальной аэробики проводят, как правило, групповые занятия под музыку и под руководством квалифицированного инструктора. Многие школы аэробики отошли от принципа 1970-х годов «если нет боли, то нет и пользы» и вводят в свою деятельность такие аспекты, как укрепление стабилизирующих мышц и силовая подготовка, включающие использование гимнастических мячей и отягощений.

    Направления и виды:

    • Аквааэробика
    • Боевая аэробика (кибо и тай-бо)
    • Гидроаэробика
    • Памп-аэробика (боди-памп)
    • Сайкл-аэробика
    • Слайд-аэробика
    • Степ-аэробика
    • Силовая аэробика
    • Танцевальная аэробика
    • Фитбол-аэробика

    Оснащение и оборудование зала для соревнований

    К залу, в котором планируется проведение состязаний, выдвигаются определённые требования по техническому оснащению. В помещении должны быть:

    • Площадка. Её полный размер должен составлять 12 х 12 м, область соревнования должна быть чётко расчерчена и быть не менее 10 х 10 м для взрослых и 7 х 7 м для некоторых младших возрастных категорий. Ширина разметочной ленты учитывается.
    • Расположение судей. Судьи бригад размещаются прямо перед трибуной, судьи линии – диагонально углам, высшее жюри бригады – на платформе сзади судей бригад.
    • Площадка для тренировки и подготовки спортсменов. Зона может располагаться как в основном, так и в дополнительном зале. Если место для разминки устроено в том же помещении, где будет проводиться состязание, то оно должно быть отделено ширмой.
    • Место ожидания начала выступления. Площадку для старта могут занимать только две группы спортсменов, чьи номера будут названы следующими, и их тренеры, которые ожидают там своих гимнастов до конца их комплекса упражнений.
    • Зона звукооператора. Место для музыкального оборудования отводится недалеко от площадки, где будут выступать спортсмены. В зоне размещаются столы для техники и стулья для оператора и судьи по музыке.
    • Место для медицинского персонала;
    • Места на трибунах, предназначенные только для участников соревнований и только для зрителей. Зрительская зона должна располагаться на безопасном отдалении от площадки.

    Всем организаторам рекомендуется снимать соревнования, поэтому в зале также оборудуется зона для видеооператора. Видеозапись прилагается к отчёту о проведённом мероприятии, а также может быть привлечена к решению спорных моментов.

    Порядок подачи апелляционных жалоб и протестов

    На соревнованиях по спортивной аэробике рассмотрением спорных вопросов и протестов занимается Высшее жюри. В его состав входят:

    • Главный судья;
    • Заместитель главного судьи;
    • Заместитель главного судьи по анализу судейской деятельности.

    Только тренеры группы имеют право подавать апелляцию. Причинами протеста могут быть:

    1. Несоответствие спортсмена его возрастной категории;
    2. Неспортивное поведение участников соревнований, намеренное создание препятствий для выступления остальных конкурсантов;
    3. Неправомерность применённых штрафов (в отношении своей группы);
    4. Отсутствие штрафа (в отношении другого коллектива) в случае явных нарушений.

    Условия принятия протеста:

    1. Выдвижение устного протеста в течение 5 минут после объявления итогов;
    2. Подача письменного протеста в течение 15 минут после устного.

    Если протест не был своевременно заверен письменно, то он рассмотрению не подлежит. Заявление подаётся на имя главного судьи по анализу судейства, а его заместитель должен отметить время получения жалобы. Решение жюри не подлежит обжалованию и выносится перед оглашением результатов соревнования.

    Состав жюри и обязанности судей

    В состав жюри входит целый ряд судей, их заместителей и секретарей, а именно:

    1. Главный судья, который руководит работой всей коллегии в соответствии с правилами соревнований. Его обязанности включают:
    • Проверку готовности зала и оборудования к соревнованиям;
    • Инструктаж остальных членов жюри;
    • Проведение жребия порядка выхода групп на площадку;
    • Обеспечение информацией всех участников соревнований, их руководителей и тренеров, а также зрителей и представителей СМИ;
    • Наблюдение за ходом проведения соревнований.

    Главный судья в праве:

    • Разрешить повторное выступление группы, если оно сорвалось по техническим причинам;
    • Принимать участие в решении об окончательной оценке, если возникли расхождения;
    • Изменять порядок выступлений коллективов, если того требуют объективные обстоятельства;
    • Отстранять от участия в соревнованиях спортсменов, если их возраст не соответствует правилам, а также за неспортивное поведение.
    1. Заместитель главного судьи, выполняющий обязанности главного судьи в его отсутствие. В свою очередь он обязан:
    • Обеспечить присутствие медицинских работников на соревнованиях;
    • Подготовить зал и оборудование;
    • Подобрать тексты для дикторов, утверждающиеся главным судьёй.
    1. Главный секретарь, который обеспечивает работу секретариата. Он должен:
    • Подчиняться решениям главного судьи;
    • Проводить предварительную комиссию и составить её отчёт;
    • Предоставить участникам и судьям всю необходимую документацию;
    • Проверять заявки от потенциальных участников состязаний;
    • Подготовить итоговый отчёт по проведённому мероприятию.
    1. Заместитель главного секретаря. В его обязанности входят:
    • Обеспечение судейской коллегии материалами соревнований;
    • Заполнение стендов и информационных досок во время мероприятия;
    • Подготовка церемонии вручения наград.
    1. Судьи артистичности, оценивающие согласно критериям хореографическую составляющую комплекса упражнений;
    2. Судьи исполнения, занимающиеся оценкой технического мастерства участников и сравнением его с совершенным;
    3. Судьи сложности композиции;
    4. Арбитры судейских бригад, которые должны:
    • Давать оценку выступлениям;
    • Контролировать процесс судейства в своей бригаде;
    • Решать спорные моменты вместе с главным судьёй.
    1. Председатели бригад, которые должны вмешаться, если:
    • Оценки судей некорректны;
    • Возникла трудность в выставлении оценки;
    • Судьями не была замечена ошибка.
    1. Судьи линии, которые наблюдают, чтобы участники соревнований не пересекали разграничительную ленту во время выполнения своего комплекса. Сигналом о нарушении служит флажок. За выход за границы площадки предусматривается сбавка.
    2. Судья-информатор, который оглашает различные моменты в ходе всего мероприятия;
    3. Судьи при участниках, которые руководят перемещениями групп и отдельных спортсменов и заботятся о соблюдении дисциплины;
    4. Технический секретарь;
    5. Музыкальный судья.

    Все члены жюри обязаны действовать строго в соответствии с правилами и положением о проведении соревнований по спортивной аэробике.

    Элементы комплекса упражнений и минимальные требования к их выполнению

    Все упражнения делятся на группы, обозначенные литерами от A до D. Группа A: (динамическая сила) включает в себя такие элементы как:

    1. Сгибание/разгибание рук в упоре лёжа. Может выполняться как с опорой на одну ладонь, так и на две ладони сразу. При опускании грудь должна находиться максимально в 10 см от пола. Голова, позвоночник и таз составляют одну линию. При выполнении отжиманий на одной руке ноги должны стоять на ширине плеч либо ближе.
    2. «Взрывные» отжимания;
    3. «Взрывной» упор;
    4. Круг ногами. При выполнении данного упражнения ноги не должны опускаться на пол до окончания круга, а бёдра остаются в поднятом разогнутом положении.
    5. Круг Деласал (обычный и с поворотом на 360 градусов);
    6. Геликоптер.

    В группу B (статическая сила) входят различные упоры:

    • Упор углом;
    • Упор высоким углом;
    • Горизонтальный;
    • Венсон.

    Общие требования ко всем типам данного упражнения – удержание позиции в течение двух секунд и разведение ног минимум на 90 градусов.

    Группа C состоит из прыжков, демонстрирующих взрывную силу и наибольшую амплитуду. Во время прыжков тело должно оставаться полностью прямым. Приземление может осуществляться в упор лёжа, в стойку либо шпагат.

    Упражнения группы D показывают равновесие и гибкость гимнаста и должны выполняться с идеальной осанкой. В комплекс входят:

    • Шпагат (как горизонтальный, так и вертикальный);
    • Поворот с полной амплитудой;
    • Либела.

    Допускается также выполнение пирамиды – элемента, в котором гимнасты выполняют подъём одного или нескольких спортсменов на уровень плеч либо выше него, при этом верхние участники группы оказываются в точном положении. Запрещено выполнять фигуру выше, чем рост двух человек. При нарушении требований осуществляется сбавка в 0,5 балла, а упражнение, при выполнении которого произошло падение участника, оценивается в 0 баллов.

    В ритме степа

    Степ–аэробика – хорошее начало для занятий другими ее видами. Аэробика заменяет ежедневное посещение спортзала. Достаточно уделять ей полчаса в день, и ваши мышцы и сердце будут в полном порядке. Высокие энергозатраты не оказывают пагубного влияния на костную систему и связки.


    Степ–аэробика – хорошее начало для занятий другими ее видами. Аэробика заменяет ежедневное посещение спортзала

    Придумала использовать скамеечку для занятий американская культуристка Джин Миллер. Только ее прообразом была ступенька крыльца. Движения вверх-вниз под музыку помогли ей восстановить поврежденное колено. Такая энергичная гимнастика дает заряд бодрости, поднимает настроение.

    Заниматься на степ–платформе нужно 40–50 минут, не делая долгих передышек. Вся польза ощущается при интенсивном продолжительном движении. Кровь быстрее бегает по жилам, сосуды очищаются от холестериновых бляшек, в результате нормализуется содержание липидов в крови. Тело становится собранным и выносливым, мышцы укрепляются. В месяц уходит 2–3 кг жира без всяких диет.

    Для занятий потребуется специальное приспособление степ–платформа. Ее может заменить любая прочная коробка или стопка толстых книг. Высота приспособления – 20–30 см. Упражнения следует делать под музыку, ритм которой не более 120 ударов в минуту. Перед занятием на платформе, разомнитесь 7–10 минут.

    Комплекс базовых упражнений:

    1. Простой шаг – ставим на скамейку правую, левую ногу, возвращаемся на пол в обратном порядке. 8 раз начинаем с правой ноги, затем – столько же с левой.
    2. Шаги в сторону. Делаем все так же, но ноги ставим максимально к краю платформы. Руки – над головой.
    3. Шаг с поворотом – поднимаясь на ступеньку, поворачиваемся на 90 градусов, спускаясь, встаем прямо. Делаем 8+8.
    4. Подъем колена – правой стопой встаем на левый край платформы и трижды поднимаем левое колено к груди. Затем то же упражнение делаем с левой ноги. И так 8 раз.


    Заниматься на степ–платформе нужно 40–50 минут, не делая долгих передышек
    Более сложные движения можно делать спустя некоторое время после начала тренировок.

    Подведение итогов соревнований

    Общий результат за весь комплекс является суммой оценок за:

    1. Исполнение, за которое изначально даётся 10 баллов, а в процессе выступления снимаются доли за недочёты. Этот критерий является приоритетным при выборе победителя, если у нескольких спортсменов совпадает общий результат;
    2. Сложность композиции. Оценка за неё подсчитывается с большой точностью вплоть до тысячных;
    3. Артистичность. За неё гимнасты могут заработать до 10 баллов.

    Все сбавки осуществляются из суммарной оценки по всем трём пунктам. Окончательный результат формируется из баллов, полученных на предварительном и финальном этапе состязаний. Победителями и призёрами становятся участники, набравшие больше всех баллов в своей возрастной категории.

    Что такое силовая аэробика?

    Это комплекс движений, развивающих мускулатуру рук, ног, бедер, ягодиц и живота. За счет интенсивных нагрузок активизируются обменные процессы и сгорает лишний жир. Без общей физической подготовки нельзя приступать к силовым упражнениям. Также нельзя перенапрягаться во время занятий людям, страдающим варикозом. Также надо поберечь позвоночник.

    При силовых нагрузках интенсивно падает вес, улучшается рельеф мышц. Благодаря специально разработанным программам тренировок можно прогнозировать или планировать результат.


    За счет интенсивных нагрузок активизируются обменные процессы и сгорает лишний жир

    История и федерации спортивной аэробики

    Термин «аэробика» вошёл в речь в 60-е годы прошлого века благодаря вышедшей в 1963 году книге Кеннета Купера «Аэробика для хорошего самочувствия». В ней описывалось положительное влияние аэробных нагрузок на организм. Если изначально к такой физической активности относили преимущественно бег, плавание и катание на лыжах или коньках, то позже развивается танцевальная аэробика, популяризованная американской танцовщицей Джеки Сорренсен. В свою очередь актриса Джейн Фонда составила специальные уроки, в которых органично объединялись различные упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение. В 1979 году в Беверли Хиллз была открыта первая студия аэробики, а через два года Фонда выпускает полную иллюстраций книгу собственных разработок.

    Зародившись в США, этот вид гимнастики быстро завоевывал любовь в других странах, и с середины 80-х годов стали организовываться сначала фестивали, а затем и полноценные соревнования. В 1995 году появляется спортивная гимнастика, которая в дальнейшем развивается преимущественно благодаря Международной Федерации гимнастики (FIG). Помимо этой организации формируются АНАК, ФИСАФ, СУЗУКИ, ИАФ.

    Первая Федерация аэробики в России была основана в 1992 году и позже переименована в 2001 году во ВФСОА – Всероссийскую Федерацию спортивной и оздоровительной аэробики. Со временем стали возникать областные федерации. Стремительное развитие спортивная аэробика получила в таких городах России как Санкт-Петербург, Москва, Иркутск, Тюмень, Казань, Иваново, Краснодарский край.

    Текст книги «Начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике»

    Н. Г. Безматерных, Г. П. Безматерных, Г. Н. Пшеничникова Начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике

    ВВЕДЕНИЕ

    В спортивной аэробике соревновательные упражнения представлены сочетанием сложнокоординационных и интенсивных движений. Они включают в себя элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики, которые требуют высокого уровня технической, физической и функциональной подготовленности.
    Как одно из направлений ритмопластических систем аэробика за последние годы приобрела широкую популярность. Она используется в первую очередь как оздоровительная система физического воспитания, а также как средство общефизической подготовки спортсменов, кроме того, представляет собой вид спорта.

    В методической литературе обозначено три направления аэробики: 1) оздоровительная; 2) прикладная; 3) спортивная. Некоторые авторы дополнительно выделяют еще и детскую спортивную аэробику [59]. В настоящее время аэробика как вид гимнастики со спортивной направленностью получила международный статус и завоевала популярность среди молодежи. Этапы развития и становления спортивной аэробики отражены в работах Е. С. Крючек [24], Т. С. Лисицкой, Л. В. Сидневой [32]. Стремительность становления этого вида спорта можно проследить в процессе его развития. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 году в Нью-Орлеане в рамках международной выставки «Физкультура и спорт», а официальные соревнования – в 1990 году в США (Сан-Диего). В последнем приняли участие спортсмены 16 стран. По инициативе Карен Шварц было избрано Международное правление для того, чтобы создать союз ИКАФ – Международной федерации спортивной аэробики. В 1990 году был создан Европейский союз аэробики. В 1991 году под руководством Л. Сидневой создается Федерация аэробики России. Далее события разворачиваются еще стремительнее. В 1994 году на ежегодной встрече правления ФИЖ выдвинуто предложение о принятии спортивной аэробики в качестве нового направления этой международной организации, далее – её признание Международной ассоциацией спортивных федераций. В 1995 году состоялся 1-й чемпионат мира в Париже (158 участников). В дальнейшей перспективе развития спортивной аэробики – включение в программу Олимпийских игр.

    С развитием этого вида спорта совершенствуются и правила соревнований. На сегодняшний день в спортивной аэробике существует несколько вариантов правил соревнований [24], имеющих как общие положения, так и различия в требованиях к соревновательной программе и критериям оценивания разных ее параметров (рис. 1).

    Рис. 1. Версии правил соревнований по спортивной аэробике (по Е. С. Крючек, 2001)

    В России соревнования проходят по двум направлениям: ФИЖ (Международная федерация гимнастики) и ФИСАФ (Международная федерация спортивной аэробики и фитнеса).

    Соревнования, проходящие по версии ФИЖ, включают в себя пять программ: индивидуальные выступления мужчин и женщин, выступление смешанных пар, троек и групп (в любом сочетании мужчин и женщин). В соответствии с правилами соревнований в комбинации длительностью 1 мин 45 с спортсмены должны продемонстрировать следующие группы элементов: прыжки, махи, равновесия, элементы на гибкость, силовые элементы динамического и статического характера. Оценка выставляется за артистичность, исполнительское мастерство и сложность упражнения.

    Отличие версии правил соревнований ФИСАФ состоит в том, что в программу должны быть включены два типа обязательных упражнений. К первому типу относят обязательные упражнения: «махи», «упражнения на силу мышц брюшного пресса», «прыжки в стойку ноги врозь и в сомкнутую стойку» (по четыре раза каждое движение). Второй тип обязательных упражнений – это элементы, выбираемые спортсменами из перечня, предложенного организаторами соревнований. Судьи оценивают в баллах артистичность и исполнительское мастерство спортсменов. Соревнования данной версии исключают выступление групп.

    Для более полной характеристики этого направления физической культуры обратимся к понятиям «аэробика» и «спортивная аэробика». Впервые термин «аэробика» был введен Кеннетом Купером [26], известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Его оздоровительная система физических упражнений в первозданном виде создавалась для военных. В дальнейшем она приобрела популярность среди широких масс населения (среди всех возрастов) и была названа аэробикой. В своих работах автор отмечает, что аэробные упражнения «относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо обеспечение организма кислородом продолжительное время» [26]. По его данным, наилучший аэробный оздоровительный потенциал имеют физические упражнения на выносливость в небольшом темпе, а именно бег на лыжах, плавание, бег, езда на велосипеде, ходьба.

    В настоящее время оздоровительная аэробика – это одно из направлений физкультурно-оздоровительных фитнес-программ, построенных на сочетании разнообразных гимнастических упражнений с элементами танцев под ритмичное музыкальное сопровождение. Они направлены на развитие аэробных возможностей организма человека.

    Что же касается аэробики как вида гимнастики со спортивной направленностью, то использование термина «аэробика» с позиций физиологического воздействия на организм человека является недостаточно корректным, так как научно доказано, что соревновательные упражнения в спортивной аэробике характеризуются околопредельной мобилизацией функций сердечно-сосудистой системы (ЧСС 187–190 уд./мин) с выраженным участием анаэробных процессов энергетического обеспечения в организме человека.

    Международной федерацией гимнастики (правила соревнований 2005 г.) предложено новое название этого вида спорта – «аэробическая гимнастика» – с целью объединения всех спортивных видов гимнастики в общую группу – гимнастика. Однако практического применения данное нововведение не нашло.

    В официальном документе – кодексе оценок по спортивной аэробике (ФИЖ, 2005–2008) – в соревновательных композициях указывается содержание групп сложности (трудности), танцевальных элементов и элементов из спортивных видов гимнастики.

    Например, из художественной гимнастики спортивная аэробика позаимствовала прыжки, равновесия, повороты; из спортивной гимнастики – элементы динамической силы и гибкости; из акробатики – элементы статической силы, поддержки, пирамиды. Соответственно, спортивная аэробика возникла на стыке нескольких видов спорта гимнастической направленности и является синтезом движений, двигательных действий, достаточно сложных элементов, а также танцевальных упражнений.

    Это, в свою очередь, привело к необходимости поиска научно обоснованных средств и методов обучения с учётом особенностей этого вида спорта, закономерностей системы подготовки, разработанной в других видах гимнастики, в том числе и содержания видов двигательной подготовки (технической, физической и функциональной).

    С учётом выше сказанного при разработке содержания комплексной двигательной подготовки в спортивной аэробике мы изучили научные исследования по этому вопросу, отражённые в трудах специалистов по спортивным видам гимнастики [5, 6, 32, 53, 65].

    Таким образом, различные виды гимнастики определяют спортивное направление аэробики и явиляются базой для ее развития. Однако ей присущи свои особенности выполнения элементов, движений и действий, что привело к модификации гимнастических упражнений и созданию своего стиля исполнения соревновательных программ.

    Мы опирались также на научные исследования и рекомендации по совершенствованию функциональных способностей спортсменов, имеющиеся в спортивных видах гимнастики.

    Так, например, на этапе начальной подготовки А. М. Шлемин [65] предлагает содержание специальной подготовки, позволяющее расширить двигательные возможности спортсменов, необходимые для овладения техникой соревновательных элементов. Основным содержанием этой подготовки являются специальные упражнения, которые имеют сходство по различным параметрам с соревновательными элементами. Для совершенствования техники упражнений одновременно с двигательными качествами, проявляемыми при выполнении соревновательных элементов, применяются специальные упражнения, соответствующие соревновательным элементам по амплитуде, направлению движения и режиму работы мышц. Кроме того, в различных видах спорта современные средства повышения эффективности педагогического процесса связаны с внедрением в него технических средств обучения, которые в спортивной практике не нашли пока должного применения.

    Именно требования к безопасному выполнению упражнений в спортивной аэробике привели к изменению характера и стиля исполнения элементов, что подтверждается содержанием современных правил соревнований.

    В пособии представлены материалы собственных исследований авторов, подтверждающие, что процесс совершенствования начальной технической подготовки юных спортсменов может быть более эффективным, если применять специальные упражнения и тренажерные устройства, которые бы учитывали специфику выполнения соревновательных элементов в спортивной аэробике. Рассматриваются вопросы обучения гимнастическим упражнениям, виды подготовки, подчеркивается особая роль тренера в процессе обучения.

    Особое внимание уделяется структуре технической подготовки и содержанию её видов. Большая часть пособия посвящена вопросам применения специальных упражнений и организации занятий.

    Часть 1. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

    1.1. Роль тренера в процессе обучения

    Под термином «методика обучения» понимается процесс передачи знаний при совместном взаимодействии учителя и ученика. Деятельность преподавателя направлена на передачу знаний ученику, а также на руководство процессом усвоения знаний. Для этого сам преподаватель должен знать чему, когда и как учить, т. е. обладать знаниями о предмете и процессе обучения двигательным действиям (рис. 2).

    Рис. 2. Структура методики обучения гимнастическим упражнениям

    Ведущая роль учителя в процессе обучения наглядно представлена в схеме, разработанной М. М. Богеном [9] (рис. 3). По мнению автора, обучение может быть полноценным только при руководящей роли тренера. При этом преподаватель должен опираться на знания научных основ теории физического воспитания, техники спортивных двигательных действий, обучения двигательным действиям.

    Педагогическое мастерство, по мнению ряда авторов [9], складывается из многих компонентов: педагогические технологии, знание предмета, а также творчество и стиль тренера.

    Рис. 3. Схема процесса обучения по М. М. Богену (1985) в нашей интерпретации

    В схеме приводится последовательность действий преподавателя в процессе обучения, на которую он может ориентироваться в своей практической деятельности.

    1.2. Принципы, методы и методические приёмы обучения

    При организации педагогического процесса важно, чтобы он был построен на реализации в практической деятельности следующих дидактических принципов: наглядности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности и прогрессирования [9, 35, 43, 41, 54]. Под принципами понимаются общие основополагающие требования, на которые должен опираться педагог в процессе обучения и тренировки.
    1.2.1. Принципы обучения
    Принцип наглядности

    при решении задач обучения предусматривает создание таких условий, при которых оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются при оптимальном использовании различных органов чувств занимающихся (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства и т. д.). Другими словами, занимающиеся должны видеть, слышать и мышечно ощущать конкретное двигательное действие. Для этого применяется показ упражнений, объяснение и терминологическое название, демонстрация наглядных пособий. Это повышает интерес занимающихся к изучаемым движениям, облегчает процесс их освоения, способствует прочному закреплению двигательных навыков.

    Принцип сознательности и активности.

    Сознательное формирование двигательных умений и навыков, а также приобретение необходимых знаний играют огромную роль в обучении. Очень важно в процессе обучения научить сознательно овладевать двигательными навыками, разбираться в своих двигательных ощущениях, вникать в сущность каждой детали движения. Сознательное решение задач, стоящих перед учеником, требует от него самой высокой активности.

    Принцип доступности и индивидуализации

    требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их двигательным возможностям. Двигательные задачи, не отвечающие этому условию, не вызывают интереса у учеников. Принцип доступности и индивидуализации не исключает необходимости приучать занимающихся к преодолению трудностей. Ученики должны прилагать необходимые усилия при освоении новых упражнений, которые подбираются с учетом уровня их подготовленности. Для мобилизации занимающихся на преодоление трудностей целесообразно находить для каждого те или иные мотивы. Принцип доступности тесно связан с педагогическими правилами, руководствуясь которыми необходимо следовать в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

    Принцип систематичности

    предполагает регулярность и рациональную последовательность занятий, оптимальную взаимосвязь между их направленностью, рациональное соотношение компонентов нагрузки (длительность и интенсивность, продолжительность, количество серий), определенную последовательность упражнений, строгую регламентацию занятий. Только при определенных интервалах между занятиями в сознании занимающегося сохраняются те двигательные действия, которые необходимы для выполнения осваиваемого элемента или соединения. Систематичность в работе над изучаемым упражнением обеспечивает его успешное освоение.

    Принцип прогрессирования

    (постепенного повышения требований), или постепенности, играет огромную роль в обучении. Весь процесс обучения упражнениям строится обычно на постепенном увеличении трудности элементов. Даже разучивание отдельных упражнений основано на этом принципе. Если занимающимся предстоит освоить какое-то трудное упражнение, то он и постепенно осваивают его, начиная с самого легкого (по нарастающей трудности), выполняют все упражнения, которые определены по принципу сходства с тем, которое предстоит изучить.

    Принципы обучения реализуются с помощью методов и методических приёмов обучения. Под методом обучения в физическом воспитании понимают способы, при помощи которых педагог и обучающийся решают поставленные задачи. Основными методами обучения в спортивной аэробике являются словесный, наглядный и метод упражнения (рис. 4).

    Рис. 4. Схема реализации принципов обучения в практической деятельности
    1.2.2. Методы обучения
    Эффективность решения любой педагогической задачи зависит от полноценного применения системы методов обучения. Так, например, для создания предварительного представления об упражнении обычно рекомендуется применять: наглядный метод (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий); словесный метод (терминологическое наименование упражнения, краткое объяснение); практический метод (использование пробных попыток при выполнении упражнений).

    Наглядный метод обучения.

    Если тренер сам не владеет должным образом техникой выполнения изучаемого элемента, то лучше не показывать «как нужно делать», а прибегнуть к сравнениям, показу на других учениках, имитации и демонстрации ошибок, очень полезен показ фотографий, рисунков и видеофрагментов.

    Словесный метод

    применяется на всех этапах обучения. Он основан на использовании второй сигнальной системы, соединяющей в себе сигналы от органов чувств с сознанием учеников. Систематические занятия гимнастикой развивают способность соединять мышечно-двигательные ощущения с речевыми сигналами. Каждый гимнастический термин у спортсмена связывается с определёнными действиями, поэтому в объяснении нужно стремиться к краткости и точности. Полезно при этом прибегать к образным сравнениям, вызывающим у спортсмена знакомые двигательные ассоциации. Объясняя движение новичку, следует приводить доступные примеры из повседневной практики, например, сравнивать новое задание со знакомыми бытовыми движениями тела, с ходьбой, бегом, прыжками, подниманием груза и т. п.

    Целостный метод обучения.

    Элемент в целом чаще всего разучивают тогда, когда он не представляет для гимнаста особой трудности. Так изучаются новые элементы, которые лишь немногим отличаются от уже знакомых гимнасту, а также более лёгкие разновидности элементов одной из структурных групп. Необходимо особенно тщательно при начальном обучении осваивать базовые движения, составляющие школу движений, которые, по мнению специалистов по гимнастике, с трудом осваиваются на более поздних этапах освоения элементов различной сложности.

    Расчленённый метод обучения.

    В основе этого метода лежит предшествующее формирование отдельных звеньев и деталей двигательного навыка и последующее их соединение в одно целое.

    Некоторые элементы состоят из отдельных частей, часто имеющих самостоятельное значение в спортивной аэробике. Расчленение в таких случаях удобно и не требует пояснения. Например, характерные движения головой, плечами, руками, толчок ногами и т. п. После освоения этих движений и двигательных действий обучение новому элементу идёт значительно быстрее. В таком случае положительный перенос навыков понимается в широком смысле, несмотря на то, что спортсмен овладевает отдельными мелкими деталями движений.

    Применение методов обучения в целом и по частям проходит довольно успешно, особенно если рассматривать процесс обучения спортсмена в течение длительного промежутка времени. Ведь освоение сложного элемента в целом в разряде мастеров можно рассматривать как завершение процесса обучения, начавшегося несколько лет назад с освоения более лёгких частей, из которых состоит элемент. В свою очередь, при разделении элемента на части каждая из частей осваивается как одно целое, и при этом закрепляется определённая система нервных связей.

    Разучивая отдельные части элемента, следует добиваться положительного переноса двигательного навыка. В то же время нельзя закреплять прочно навык выполнения отдельных деталей элемента, так как в новом сочетании это может отрицательно сказаться на его выполнении.

    В процессе подготовки выделяется три этапа, которые тесно связаны между собой (рис. 5):

    1. Создание предварительного представления об упражнении.

    2. Углубленное разучивание упражнения.

    3. Закрепление и совершенствование упражнения.

    Создание предварительного представления об упражнении – это весьма важный и сложный этап обучения.

    Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых гимнастических упражнений. Создавая у занимающихся четкие двигательные представления, преподаватель способствует реализации важнейшего дидактического принципа обучения – принципа сознательности.

    Рис. 5. Этапы обучения в спортивной аэробике

    Для создания предварительного представления об упражнении применяется ряд приёмов:

    1. Знакомство с терминологическим названием упражнения.

    2. Изучение наглядных пособий.

    3. Демонстрация техники выполнения упражнения.

    4. Объяснение техники.

    5. Выполнение пробных попыток.

    6. Углубленное разучивание упражнения.

    В процессе разучивания упражнения одновременно решается несколько задач: уточняется представление об упражнении, устраняются ошибки в технике исполнения упражнения, совершенствуется способность контролировать свои действия.

    Закрепление и совершенствование двигательного навыка связаны с его стабилизацией, надежностью выполнения, повышением выразительности движений. Двигательный навык закрепляется многократным повторением упражнения, затем необходимо приступить к варьированию двигательных действий.

    1.3. Характеристика двигательных качеств

    В числе важнейших качеств, определяющих саму возможность и результативность двигательной деятельности, издавна выделяют то, которое первоначально получило название «сила»

    . Она определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий [35]. Под ней обобщённо подразумевают любую способность напряжения мышц. Развитие силы, по мнению В. С. Кузнецова [25], связано с ростом костной и мышечной тканей и формированием способности управлять работой мышц. Сила мышц увеличивается с возрастом неравномерно [45], что связано с изменением соотношений мышечного и соединительнотканного компонентов. Это важно учитывать при отборе и спортивной ориентации.

    Проявление силы многообразно, и требуется соответствующее ее развитие для успешного применения в различных видах упражнений. Основными задачами силовой подготовки (В. Н. Смоленцева, 2000) является укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата, воспитание умения проявлять основные мышечные усилия (динамического и статического характера), формирование способности рационально использовать мышечную силу в различных условиях.

    В научно-методической литературе выделяется несколько методов совершенствования силы, применяемых в тренировочном процессе:

    1. Метод повторных усилий

    основан на применении непредельных отягощений (напряжений) с большим числом повторений «до отказа». Нагрузка устанавливается так, чтобы можно было повторить движение десятки раз. Другая особенность этого метода заключается в том, что основанная на нём тренировка больше развивает силовую выносливость, чем максимальную силу.

    2. Метод максимальных усилий

    требует работы с нагрузкой порядка 90 % лучшего показателя спортсмена в данном движении. При этом число возможных повторений обычно составляет не более 2–3 раз. Работа протекает со значительным напряжением, с явлениями натуживания, некоторым ухудшением венозного кровообращения и требует значительного эмоционального напряжения. Однако именно этот метод даёт наилучшие показатели прироста максимальной силы.

    3. Метод динамических усилий

    применяется принципиально так же, как метод повторных усилий, но с расчётом на сохранение в каждом движении максимально доступной скорости действия.

    Одним из важнейших физических качеств для спортсмена, занимающегося спортивной аэробикой, является быстрота

    . Это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является ведущим качеством в целом ряде соревновательных элементов в спортивной аэробике. Повышение качества их выполнения положительно влияет на спортивный результат. Большое значение этого качества обязывает уделять много внимания его развитию, применяя наиболее совершенные средства и методы тренировки и учитывая все формы ее проявления.

    Систематические занятия спортом способствуют формированию определенных соотношений между уровнем силы и скоростью мышечного сокращения, что является одним из показателей быстроты [10]. Составными показателями быстроты являются время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта [58]. Следовательно, при выполнении элементов спортивной аэробики должно отмечаться комплексное проявление быстроты.

    Упражнения для совершенствования различных видов силы рекомендуется выполнять по методу круговой тренировки [14, 35, 66]. При этом рекомендуется применять упражнения в различных режимах работы мышц: не изменяя длины (статический, изометрический режим); уменьшая длину (преодолевающий, миометрический режим); увеличивая длину (уступающий, плиометрический режим). Для развития силы рекомендуется выполнять упражнения, в которых бы чередовались все режимы работы мышц. Так, максимально быстрые движения с преодолением небольшого веса целесообразно чередовать с упражнениями, в которых проявляются статические усилия или медленные движения с паузами 5–6 с (по ходу движения) в уступающем и преодолевающем режимах работы; повторное выполнение упражнений до утомления).

    Статические, силовые и изометрические положения – это наиболее эффективные упражнения, тренирующие нервный аппарат мышцы [57]. Взрывные движения связаны с быстрым преодолением инертности масс, вовлекаемых в перемещение. Это движения максимальной мощности – прыжки, отталкивания и т. д. При этом свободные звенья тела перемещаются на высоких скоростях. Это различные маховые движения ногами, руками, изменение позы в полёте и другие. Варьирование поз и положений тела позволяет вовлекать в работу разные мышечные группы.

    Собственно силовые способности характеризуются тем, что доминирующую роль в их проявлении играет активизация процессов мышечного напряжения, стимулирующегося внешним предметным либо иным отягощением (сопротивлением) [27, 50, 55]. Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется значительная быстрота движений. Некоторые проявления скоростно-силовых способностей получили название «взрывной силы». Она отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в максимально короткое время, и поэтому она является основным двигательным качеством, необходимым в спортивной аэробике для выполнения соревновательных элементов (это скоростно-силовые, маховые движения, характерные для этого вида спорта), которые играют основную роль при выполнении программной композиции. Движения должны быть быстрыми, точными. Взаимосвязь между проявлением одновременно скорости и относительно большой силы является основой для формирования скоростно-силовых качеств. Их, как правило, развивают с помощью комплексов специальных упражнений. К ним относятся бег на короткие дистанции, прыжки, метания, упражнения с отягощениями различного веса, что зависит от возраста и физической подготовленности занимающихся. Воспитание быстроты и силы обычно сочетается с совершенствованием техники избранного вида спорта, для чего используются физические упражнения, структура которых близка к соревновательным. Таким образом, скоростно-силовые качества развиваются в условиях высокой интенсивности выполнения упражнения. В процессе воспитания скоростно-силовых качеств решаются задачи повышения скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и степени его использования при выполнении соревновательного упражнения.

    Скоростно-силовые качества, по мнению В. Н. Ченегина [61], чаще всего оцениваются результатами прыжков в высоту или в длину с места, поэтому для их обозначения нередко используется термин «прыгучесть», что имеет большое значение в спортивной аэробике, где вся композиция основана на прыжковых базовых шагах с применением соревновательных элементов.

    Однако при максимальном проявлении одновременно таких физических качеств, как сила и быстрота, большое значение имеет ловкость

    движений. Среди физических способностей она занимает особое положение и тесно связана с двигательными навыками, поэтому носит комплексный характер. Это способность выбирать и выполнять нужные движения (действия) правильно, быстро.

    Однако понятие «ловкость» неоднозначно [12]. Не вызывает сомнения, что это комплексное двигательное качество, состоящее в умении рационально использовать двигательный потенциал, своевременно и быстро выполнять движения и двигательные действия. Ловкость характеризуется умением управлять силовыми, пространственными и временными параметрами.

    В. И. Лях [33] указывает на следующие проявления ловкости (координационных способностей), которые имеют многокомпонентный состав:

    1) правильность (адекватность и точность);

    2) быстрота (своевременность и скорость);

    3) рациональность (целесообразность и экономичность);

    4) находчивость (инициативность, стабильность).

    Исходя из основных показателей проявления ловкости, можно сказать, что это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно. При этом логично выделять два вида ловкости: телесную и предметную, отражающие способности манипулировать либо собственным телом, либо внешними предметами [15, 28, 49].

    Также воспитание ловкости базируется на разностороннем двигательном опыте, комплексе двигательных навыков и умений, характерных для определенной двигательной деятельности спортсмена. Особенно важна при этом степень сознательного владения освоенными движениями как по частям, так и в целом.

    При оценке степени ловкости юных спортсменов выделены следующие критерии: координационная сложность исполнения двигательной задачи (например, преодоление расстояния с препятствиями); точность выполнения движения; время, затраченное на освоение движения [46]. Способность управлять движениями улучшается под влиянием тренировки. Ловкость успешно развивается в процессе усвоения сложнокоординационных упражнений, при выполнении действий в новой обстановке, а также при неожиданно возникших двигательных ситуациях.

    Условно можно выделить три основных вида координации: нервную, мышечную и двигательную. Двигательная координация – сочетание движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.

    В спортивной аэробике как виде спорта со сложной координацией движений присутствуют структурные элементы, требующие обязательного овладения наклонами, махами, равновесиями, поворотами и др. Одним из показателей легкого и изящного исполнения этих гимнастических элементов является амплитуда движений, которая является показателем гибкости. Этого требует сама специфика вида спорта, в котором техника движений и оценка ее во многом определяются разносторонним развитием всех двигательных способностей.

    Большинство исследователей и практиков считают, что значительное воздействие на проявление таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, оказывает уровень развития гибкости [32, 40, 52]. Действительно, при совершенствовании той или иной способности необходимо выполнение движений с большой амплитудой, которая зависит от подвижности определенных суставов.

    Гибкость

    – это способность человека выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой [1].

    Гибкость зависит от подвижности в том или ином суставе, что определяется его анатомическим строением и прежде всего формой суставных поверхностей [32]. Шаровидные суставы являются наиболее подвижными. Механическое свойство соединительной ткани связок, сухожилий мышц оказывает значительное сопротивление при растягивании. Диапазон движений относительно большинства суставов ограничивается одной или несколькими структурами соединительной ткани, включая те, которые находятся в мышцах.

    Литература

    Следующие книги и учебные пособия помогут подробнее узнать о таком виде гимнастики как спортивная аэробика:

    • «Аэробика. Теория и методика проведения занятий» (Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков). Данное учебное пособие было составлено специально для студентов, обучающихся на факультетах физической культуры. В этом издании изложена история развития аэробики как спорта, её разновидности и основы. Книга поможет молодым учителям и тренерам научиться правильно организовывать занятия по оздоровительной аэробике с разными группами учащихся.
    • «Техника и методика обучения упражнениям классической (базовой) аэробики и спортивных танцев» (Т.Н. Мостовая). Небольшое учебно-методическое издание, вышедшее в 2022 году. Предназначено для будущих учителей школ, а также фитнес-инструкторов и тренеров по танцам. Данное пособие рассматривает методики формирования координации, физических качеств, необходимых для танцоров и гимнастов, музыкальности и чувства ритма, а также пластической выразительности.
    • «Аэробика для хорошего самочувствия» (Кеннет Купер). Самая первая книга, посвящённая аэробике, была написана американским врачом-практиком, подробно исследовавшим физиологические функции своих пациентах в разных условиях тренировок. В ней Купер отвечает на вопросы о том, как оптимально построить для себя занятия, какая нагрузка допустима, а также как решить проблемы с рационом. В отличие от пособий Мякинченко и Мостовой, эта работа предназначена для широкого круга читателей.

    Спортивная аэробика – это активно развивающийся вид спорта, который не только полезен для физического здоровья, но и приносит удовольствие как спортсменам-профессионалам, так и просто любителям. Такая гимнастика привлекает своей эмоциональностью и доступностью. Чтобы заниматься спортивной аэробикой, не нужно приобретать какое-либо дорогое оборудование, поэтому уроки могут быть организованы как в специальных залах, так и в стенах школ и вузов.

    Минусы и противопоказания

    Когда стало понятно, что такое аэробика, и какие виды аэробики существуют, разберемся, кому этот вид активности не подойдет.

    Как и у любого вида физической деятельности, у нее есть ряд противопоказаний:

    1. Серьезные проблемы с сердцем
    2. Склонность к повышенному артериальному давлению
    3. Травмы и болезни позвоночника, суставов и связок
    4. Беременность

    Однако разнообразие видов помогает обойти практически все ограничения и подобрать наиболее подходящую нагрузку.

    Например, если у человека есть проблемы с позвоночником и суставами, занятия аквааэробикой для него допустимы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]