Разминка в тренинге: как подобрать лучшую и провести с пользой


Когда и для чего они нужны

У многих тренеров (особенно по бизнес обучению) подвижные игровые виды деятельности никак не ассоциируются и не сочетаются с серьезными темами. Между тем, эти «минутки развлечения» несут большую пользу серьезному делу.

Любая деятельность начинается с разминки или разогрева. Спортсмены разминают и разогревают мышцы, певцы оперы играют голосом — распеваются. Так и в тренинге – чтобы плавно включить группу в учебный процесс, нужно провести разминку – выполнить некоторые упражнения на разогрев перед предстоящей серьезной работой.

Их задача в самом начале – выровнять эмоциональное и функциональное состояние только что собравшихся участников: кого-то расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную а друг к другу, поднять общий тонус группы и каждого ее члена в отдельности.

Покидая учебный зал и отправляясь на кофебрейк, одни участники расслабляются, другие наоборот, энергично «наверстывают упущенное» по телефону, третьи все еще дискутируют по поводу ключевого упражнения в предыдущем блоке. Для приведения группы в состояние оптимальной мобилизации, в момент возвращения в аудиторию стоит выполнить небольшую пятиминутную разминку — не вызывающую сильных впечатлений, но повышающую концентрацию внимания. Она также поможет заполнить «неловкую паузу» в случае, если кто-то опаздывает.

К середине тренинга энергия и заинтересованность снижается, что сопровождается сонливостью, скукой, слабым пониманием материала, обучаемые становятся беспокойными, отвлекаются, создают суматоху в зале — в группе заканчивается топливо, и чтобы доехать в точку назначения, придется потратить пару минут на заправку — провести упражнение-энергизатор. Короткий активный отдых поможет «вдохнуть энергию» в группу, снимет усталость после длительной сидячей работы, избавит от негативного воздействия продолжительных нагрузок, активизирует внимание, повысит способность к более эффективному восприятию материала, да и просто улучшит общий эмоциональный настрой.

По завершению тренинга (или отдельно взятого занятия) важно подвести итоги – что сделано, что получено, что пройдено, и вместе с тем дать участникам ощущение удовлетворения от проделанной ими работы. Получить обратную связь и обменяться впечатлениями в конце тренинга также можно в процессе разминки.

Разминка не только создает хорошее настроение в начале и конце тренинга и служит «водоразделом» между его блоками или днями. С ее помощью можно выполнить ввод в определенную тему. Она также позволяет предупредить (а при необходимости – преодолеть) возможное сопротивление.

Часто участники приходят на тренинг не по доброй воле, иногда – целыми отделами. И задача тренера – создать увлекающую атмосферу для тех, кто предпочел бы не участвовать, мотивировать их к обучению. Когда нарастает сопротивление или агрессия, веселые, увлекательные разминочные упражнения естественным образом расслабляют сопротивляющихся, возникают позитивные установки — тренинг проходит на ура.

Проводить разминку стоит всякий раз, когда нужно сменить ритм или задать тему занятия:

  • перед началом тренинга – чтобы выполнить первичную настройку группы;
  • после недолгого перерыва между блоками — чтобы повысить концентрацию внимания и групповую сплоченность;
  • перед подачей теоретической информации – чтобы получить материал для обсуждения и проложить «мостик» к теме;
  • в середине дня, после обеда или продолжительного теоретического блока — чтобы мобилизовать внимание, перевести участников из пассивного состояния в собранное рабочее;
  • после длительной аналитической работы — для релаксации и снятия напряжения;
  • перед большим основным упражнением – для усиления группового процесса.
  • после яркой, бурной игры или напряженного обсуждения – чтобы утихомирить страсти;
  • при нарастании противодействия или групповой агрессии;
  • для выделения подгрупп или воссоединения группы;
  • в конце дня и по окончании тренинга.

Это классическая схема, от которой можно, а если того требует состояние участников или рабочая ситуация, нужно отступать.

Упражнения для разминки

Важность разминки сложно переоценить, это основополагающая часть тренировки. Во-первых, хороший разогрев перед занятием уменьшает риск возникновения травм. Во-вторых, разогретые мышцы работают более эффективно. Разминка должна включать в себя полноценный и продуманный комплекс упражнений, который поможет качественно подготовить ваше тело к тренировке.

Этап 1: Ходьба на месте

Разминку лучше начать с ходьбы на месте, чтобы немного разогреть тело и не потянуть мышцы во время динамической растяжки. Во время ходьбы ваш пульс должен слегка подняться, а температура тела –увеличиться. Выполните два упражнения примерно по 30 секунд на каждое.

1. Ходьба с подъемом колен

Начинаем разминку с ходьбы на месте. Поднимайте колени вверх, синхронно двигая руками вдоль туловища. Не стоит слишком усердствовать, начните разминку в мягком спокойном темпе.

Сколько выполнять: 18-20 подъемов колен всего.

2. Подъем рук и колен

И еще одно мягкое разогревающее упражнение. Продолжайте поднимать колени, но теперь включите в работу руки. Поднимайте руки вверх над головой и опускайте вниз, сгибая в локтях.

Сколько выполнять: 18-20 подъемов колен всего.

Этап 2: Суставная гимнастика

Суставная гимнастика является необходимой частью разминки перед тренировкой, если вы не хотите получить проблемы с суставами в будущем. Суставную гимнастику обычно выполняют сверху вниз, начиная с шеи и заканчивая стопами, но принципиальной роли порядок упражнений не играет. Вращательные упражнения не забывайте выполнять как по часовой, так и против часовой стрелки.

Суставная гимнастика будет полезна, кстати, и в качестве обычной утренней зарядки.

1. Наклоны головы

Начинаем разминку перед тренировкой с шеи. Поворачивайте голову вправо-вперед-влево-вперед, стараясь не делать резких движений. Назад голову не запрокидывайте.

Сколько выполнять: 14-16 наклонов всего.

2. Вращение плечами

Опустите руки вдоль туловища и начните выполнять вращательные движения плечами по кругу. Понемногу увеличивайте амплитуду, стараясь хорошо размять плечевые суставы.

Сколько выполнять: 5 вращений в одну сторону, затем 5 вращений в другую сторону.

3. Вращение локтями

Перед тренировкой обязательно разомните локтевые суставы, которые получают сильную нагрузку во время тренировки верхней части тела. Для этого поднимите руки параллельно полу и выполните вращательные движения предплечьями.

Сколько выполнять: 5 вращений в одну сторону, затем 5 вращений в другую сторону.

4. Вращение руками

Продолжаем разминку перед тренировкой вращениями рук. Поднимите руки вверх над головой и начните вращать ими, хорошо разминая плечевые суставы. Двигайте руками широко и амплитудно, вращения не должны быть вялыми.

Сколько выполнять: 5 вращений вперед, затем 5 вращений назад.

5. Вращение запястьями

Если вы тренируете руки или выполняете планки и отжимания, не забывайте хорошо разминать перед тренировкой запястные суставы, которые получают большую нагрузку. Для этого согните руки в локте и начните вращать запястьями по кругу.

Сколько выполнять: 7 вращений в одну сторону, затем 7 вращений в другую сторону.

6. Вращение тазом

Положите руки на талию, ноги расставьте шире плеч. Начните вращать тазом по кругу, как будто стараетесь нарисовать круг ягодицами. Стопы не отрываются от пола, вращение происходит за счет движений таза, а не корпуса.

Сколько выполнять: 5 вращений в одну сторону, затем 5 вращений в другую сторону.

7. Вращение ногами

Руки остаются лежать на талии, ноги поставьте ближе друг к другу. Оторвите одну ногу от пола и начните вращать ей по кругу, разминая тазобедренный сустав. Колено как будто описывает круг, туловище остается стабильным.

Сколько выполнять: 10 вращений всего на обе ноги сначала вперед, потом 10 вращений всего на обе ноги назад.

8. Вращение коленями

Наклоните корпус, слегка согните колени и положите на них ладони. Начните вращать коленями, пятки не отрываются от пола. Это отличное упражнение для разминки коленных суставов, которые получают сильную нагрузку во время тренировок.

Сколько выполнять: 7 вращений в одну сторону, затем 7 вращений в другую сторону.

9. Вращения стопой

Встаньте прямо, положите руки на талию. Поднимите колено вверх. Начните вращать стопой, хорошо разминая голеностопный сустав. Старайтесь вращать только стопой, сохраняя голень и бедро неподвижными.

Сколько выполнять: 5 вращений в одну сторону и 5 вращений в другую сторону на одну ногу, затем то же самое на другую ногу.

Этап 3: Динамическая растяжка мышц

После суставной гимнастики идет этап для динамической растяжки разных групп мышц. Здесь вас ждут более энергичные упражнения для разминки перед тренировкой, которые подготовят ваше тело к нагрузкам.

1. Разведение рук для плеч, спины и груди

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки разведены в стороны и параллельны полу. Затем перекрестите руки, сводя их у груди. Во время выполнения этого упражнения для разминки перед тренировкой почувствуйте приятное растяжение в спине между лопаток.

Сколько выполнять: 8-10 повторений

2. Разведение локтей для дельт и плечевых суставов

Останьтесь стоять прямо, согните руки в локтях под прямым углом и поднимите их параллельно полу. Сведите руки вместе. Затем широко разведите руки в стороны, не опуская локти. Почувствуйте работу плечевых суставов и напряжение в дельтах (мышцы плеч) и трицепсах (мышцы задней поверхности рук).

Сколько выполнять: 8-10 повторений.

3. Сгибание рук для бицепсов и трицепса

Это очень простое упражнение для разминки перед тренировкой, которое поможет вам размять мышцы рук – бицепсы и трицепсы. Для этого отведите прямые руки немного назад и начните сгибать и разгибать руки в максимальной амплитуде.

Сколько выполнять: 8-10 повторений

4. Повороты для пресса и косых мышц

Встаньте прямо, ноги расставьте широко. Руки разведите в стороны до параллели с полом. Начните попеременно поворачивать тело вправо и влево. Поворот должен осуществляться за счет скручивания корпуса, а не поворота таза. Это упражнение очень полезно для разминки брюшных мышц.

Сколько выполнять: 8-10 поворотов всего.

5. Наклоны в сторону для пресса и косых мышц

И еще одно эффективное упражнение для пресса и косых мышц. Положите руки на пояс и начните выполнять попеременные наклоны вправо и влево, вытягиваясь за вытянутой вверх рукой. Также это упражнение полезно для снятия напряжение со спины и выпрямления позвоночника.

Сколько выполнять: 8-10 наклонов всего.

6. Выгибания для спины и позвоночника

Это очень простое и крайне эффективное упражнение не только для разминки перед тренировкой, но и для расслабления позвоночника. Его можно выполнять, если вы чувствуете напряжение и скованность в спине. Сядьте в неглубокий полуприсед, ладони положите на бедра, в спине небольшой прогиб. Скруглите позвоночник в грудном отделе, немного поднимаясь из приседа. Затем снова прогнитесь в спине.

Сколько выполнять: 6-8 повторений.

7. Наклон в приседе для спины и плеч

Опуститесь в глубокий сумо-присед, спина немного наклонена, ладони положите на колени. Начните выполнять наклоны сначала к одной ноге, потом к другой. Выполняйте это упражнение для разминки перед тренировкой в динамике.

Сколько выполнять: 6-8 поворотов всего.

8. Наклоны к полу с разворотом

Встаньте прямо, руки разведите в стороны, ноги поставьте широко. Начните делать наклоны к полу, разворачивая корпус и стараясь дотронуться пола сначала одной рукой, потом другой. Держите спину прямой, не напрягайте шею, отводите плечи от ушей.

Сколько выполнять: 8-10 наклонов всего.

9. Приседания с подъемом рук

Расставьте широко ноги и поднимите руки вверх над головой. Опустите таз вниз, совершая присед до параллели бедер с полом. Руки двигаются синхронно, опускаясь вниз вместе с приседанием. Во время приседа не заводите колени вперед носка и не отрывайте пятки от пола.

Сколько выполнять: 8-10 повторений.

Если вы хотите облегчить это упражнение для разминки перед тренировкой или у вас не планируется тяжелый тренинг, то можете выполнять полуприседания:

10. Боковые выпады для разминки ног

Расставьте широко ноги, руки сложены возле груди. Начните приседать, перенося вес тела на правую ногу до параллели с полом. опускаясь в боковой выпад. Левая нога остается полностью выпрямленной. Затем выпрямитесь и сделайте выпад на левую ногу. Выполняйте перекаты в боковом выпаде для качественной разминки ног перед тренировкой.

Сколько выполнять: 8-10 выпадов всего.

11. Выпады для разминки ног

Встаньте прямо, ноги чуть уже плеч. Начните делать выпады назад, одновременно поднимая руки вверх над головой. Необязательно опускать колени до прямого угла, в разминке перед тренировкой допустима неполная амплитуда упражнений. Если вам тяжело удерживать равновесие, то можете положить руки на пояс или держаться за стену или стул.

Сколько выполнять: 8-10 выпадов всего.

Если вы хотите облегчить это упражнение или у вас не планируется тяжелый тренинг, то можете выполнять полувыпады.

12. Наклоны к стопе для задней поверхности бедра

Встаньте прямо, правую руку положите на талию, левую руку поднимите над головой. Правую ногу поставьте на полметра вперед с опорой на пятку и полностью выпрямите. Затем наклонитесь вниз к правой ноге с прямой спиной, касаясь левой рукой правого носка. Левая нога сгибается в колене. Почувствуйте растяжку в задней поверхности бедра, подколенном сухожилии и икре.

Сколько выполнять: 5-6 наклонов сначала на одну ногу, потом столько же на другую.

13. Подтягивание колен для растяжки ягодиц

Встаньте прямо, руки согните и держите возле себя. Поднимите вверх колено одной ноги и подтяните его руками к груди. Почувствуйте растяжение в ягодичных мышцах. Затем вернитесь в исходное положение и подтяните к себе другую ногу.

Сколько выполнять: 8-10 подтягиваний колена всего.

14. Подтягивание стоп для растяжки квадрицепса

Встаньте прямо, руки опустите вдоль туловища. Согните ногу и подтяните рукой стопу к ягодицам. Задержитесь на секунду, растягивая квадрицепс (переднюю поверхность бедра). Затем вернитесь в исходной положение и подтяните стопу другой ноги к ягодицам.

Сколько выполнять: 8-10 подтягиваний стопы всего.

Этап 4: Кардио-разогрев

На заключительном этапе разминки мы выполним пару кардио-упражнений, чтобы еще больше разогреться и поднять температуру тела. Скорость и интенсивность выполнения упражнения можно увеличить или уменьшить, длительность заключительного кардио-разогрева составляет 2-3 минуты. Скорость и темп выполнения упражнений смотрите по своим возможностям.

1. Бег на месте с захлестом голени

Встаньте прямо, руки согните в локтях, ладони смотрят вперед. Начните бежать на месте, поднимая высоко ноги, руки двигаются свободно вдоль туловища. Ногами делайте захлесты, как будто пытаетесь ударить себя пятками по ягодицам.

Сколько выполнять: 25-30 захлестов всего.

Если вам противопоказан бег, то шагайте на месте в быстром темпе, высоко поднимая колени (упражнение #1 на первом этапе).

2. Прыжки через скакалку

Встаньте прямо, руки согните в локте и разведите в сторону – как будто держите в руках скакалку. Начните совершать легкие и мягкие прыжки на месте, имитируя прыжки через скакалку. Не нужно прыгать слишком интенсивно, все-таки это разминка перед тренировкой, а не сама тренировка.

Сколько выполнять: 25-30 прыжков.

Если вам противопоказаны прыжки, то продолжайте шагать на месте в быстром темпе, высоко поднимая колени. Включите в работу руки, двигая ими вверх-вниз (упражнение #2 на первом этапе).

3. Прыжки с разведением рук и ног

Останьтесь стоять прямо, ноги вместе. Подпрыгивая, разведите широко ноги и сведите руки над головой. Держите колени слегка согнутыми. Приземляйтесь мягко на носки, чтобы снизить нагрузку на суставы. Дышите в ритме прыжков. Такие прыжки называют Jumping Jack, и они отлично подходят как для разминки, так и для любой кардио-тренировки.

Если вам противопоказаны прыжки, то вместо прыжков попеременно отставляйте сначала одну ногу в сторону, затем другую. Руки движутся синхронно.

Сколько выполнять: 20-25 прыжков.

Этап 5: Восстановление дыхания

Обязательно не забудьте восстановить дыхание после выполнения кардио-упражнений, совершая глубокий вдох и выдох в течение 30-60 секунд. Выберите одно из представленных ниже упражнений или выполните их оба.

1. Восстановление дыхание с наклоном

Поднимите прямые руки над головой и сделайте глубокий вдох. На выдохе наклоните корпус и руки, делая глубокий выдох полной грудью. Почувствуйте, как снижается пульс и успокаивается учащенное дыхание.

Сколько выполнять: 8-10 наклонов.

2. Восстановление дыхание с приседанием

Это упражнение лучше подойдет тем, кто чувствует головокружение при наклоне головы к полу как в предыдущем упражнении. Присядьте со скрещенными у груди руками делая глубокий вдох. На глубоком выдохе полностью выпрямитесь и поднимите руки над головой.

Сколько выполнять: 8-10 наклонов.

Этап 6: Специальная разминка

Если вы выполняете силовые тренировки с большим весом, то также обязательно уделяйте внимание специальной разминке. Она нацелена на максимальный разогрев тех мышц, которые будут активно участвовать в тренировке. В рамках специальной разминки вам следует выполнить упражнения из основного комплекса, но без отягощения или с небольшим весом (20-30% от максимального).

Приведем пример специальной разминки. Допустим, у вас запланированы приседания со штангой весом 80 кг. Значит, перед этим упражнением вы должны сделать разминающий подход на 10-15 повторений с пустым грифом или с весом грифа 20-30% от максимального веса.

Специальную разминку следует выполнять непосредственно перед упражнением либо перед тренировкой на целую группу мышц. Внимание, специальная разминка не заменяет общую разминку перед тренировкой! Это только один из этапов занятия, но тоже очень важный.

Еще раз подчеркиваем, что специальная разминка выполняется после общей, а не взамен ее.

Как разминаться перед бегом или кардио?

Как правильно разминаться перед бегом или другой кардио-тренирокой? В этом случае действуйте по абсолютно аналогичной схеме: небольшой кардио-разогрев на 2 минуты (бег на месте, легкие прыжки через скакалку) и затем суставная гимнастика + растяжка. И только после этого переходите непосредственно к кардио-тренировке, постепенно повышая интенсивность.

Многие думают, что перед кардио-тренировкой разминаться не обязательно. Однако это неверно. Мышцы, суставы, сердце получают серьезную нагрузку во время бега и прыжков, поэтому без разминки заниматься очень опасно. Просто ходьба и постепенное повышение интенсивности без выполнения разминочных упражнений для суставов и мышц недостаточно! Обязательно выполняйте суставную гимнастику и растяжку перед кардио-тренировкой.

Посмотрите наши другие подборки упражнений для разминки:

  • Готовые разминка и заминка для тренировки на руки и плечи
  • Готовые разминка и заминка для тренировки на спину и бицепс
  • Готовые разминка и заминка для тренировки на грудь и трицепс
  • Готовые разминка и заминка для тренировки на пресс и спину
  • Готовые разминка и заминка для тренировки ног
  • Готовые разминка и заминка для бега или кардио
  • Универсальная разминка на все тело на 5 минут
  • Универсальная разминка на все тело на 10 минут

Особенности разминки перед тренировкой:

  1. Разминку выполняем сверху вниз (шея, плечи, руки, грудь, спина, кор, ноги). Но это скорее традиционный подход к разминочным упражнениям, принципиальной роли порядок упражнений не играет.
  2. Разминка должна проходить в динамичном, но щадящем темпе. Ваша цель — мягкий разогрев и подготовка к более интенсивным нагрузкам. Вы должны почувствовать тепло во всем теле от разминки, но не переусердствуйте.
  3. Начинать разминку следует с медленного темпа и небольшой амплитуды движений, постепенно увеличивая темп и амплитуду.
  4. Избегайте долгих статичных положений, разминка перед тренировкой должна включать в себя динамические упражнения. Не путайте ее с растяжкой после тренировки, во время которой предполагается замирать в одной позе на 30-60 секунд для растягивания мышц.
  5. Во время разминки перед тренировкой дома или в спортзале избегайте резких движений, старайтесь выполнять упражнения плавно. Нельзя допускать боли или дискомфорта в суставах (хруст в суставах может быть, это нестрашно).
  6. Если вы занимаетесь в прохладном помещении (или на улице), то оденьтесь потеплее для более быстрого разогрева или увеличьте разминку до 15-20 минут.
  7. Если вы знаете, что сегодня будете тренировать какую-то часть тела особенно интенсивно, то уделите ей особое внимание при разминке. Например, в день тренировок нижней части тела тщательно разомните тазобедренные и коленные суставы, а также растяните мышц ног и ягодиц.
  8. Если вы занимаетесь в спортзале, то в качестве кардио-разогрева можете использовать беговую дорожку или эллиптический тренажер. Всегда начинайте с медленного темпа, пульс должен подниматься постепенно.

Где бы вы не занимались: дома, на улице или в спортзале, обязательно выполняйте разминку перед тренировкой, и тогда физические нагрузки принесут вам удовольствие, пользу и результат.

Смотрите также:

  • Универсальная разминка перед тренировкой на 5-10 минут
  • Суставная разминка на 5 мин: перед тренировкой и для зарядки
  • Зарядка для похудения стоя: 20 упражнений без прыжков
  • Зарядка для пожилых людей: 10 простых упражнений

Как подобрать подходящую

Используемые для разминки игры и упражнения обычно не имеют образовательной, связанной с содержанием тренинга, функции. Они скорее создают настроение и синхронизируют внимание группы, способствуют нормальному рабочему настрою. В зависимости от характера энергии и настроения, которые нужно установить в группе, разминка может быть очень веселой, активной и динамичной, или же медленной, расслабляющей и даже успокаивающей.

Хотя сама по себе разминка не несет особой информативной пользы, ей можно дать такую трактовку, так расставить акценты, чтобы она что-то иллюстрировала или тренировала в обсуждаемой теме (например, память, внимание), и логично связать с изучаемым материалом.

Например, упражнение «Блудный заяц» обычно проводят в дополнение к играм на знакомство – чтобы участники узнали дополнительную информацию друг о друге. Суть ее в следующем – убирается один стул и водящий, стараясь занять свободное место, предлагает пересесть тем, у кого есть кошка, кто носит кольцо, любит груши, любит рисование, рыбалку и т.д. Т.е. называет общий признак, объединяющий нескольких участников тренинга, и те, у кого он есть, меняются друг с другом местами.

Но если расставить акценты иначе, такую разминку легко можно подвести к серьезной теме бизнес тренинга. Например, чтобы связать ее с материалом, который будет изучаться, к примеру, на тренинге переговоров, следует объяснить: «Это упражнение требует внимательности, быстроты реакции. При ведении переговоров также надо быть внимательным к собеседнику, и быстро реагировать на его действия».

Без вполне очевидной привязки к теме тренинга участники не смогут понять — для чего они выполняли ЭТИ действия. Возникнет ощущение несерьезности происходящего. Но, благодаря озвученной информации, она вполне гармонично вписывается в русло тренинга, и тренеру, скорее всего, простят «несерьезное упражнение». Между тем, группа немного встряхнулась, оживилась, получила материал для продвижения вперед по содержанию. Со спокойной душой он может переходить к новой теме.

Таким образом, при выборе разминки важно учесть содержательный аспект тренинга, — найти в ней смысл и донести его до участников, проложить мостик в бизнес тему. Но, помимо этого, отобранные для разминки игры и упражнения должны соответствовать главной функции «разогрева» участников и максимально разряжать атмосферу.

Нельзя использовать упражнения, которые затрагивают сферу личных склонностей и интересов, или делают предметом всеобщего веселья, понижают социальный статус. Особенно важно это в группах, где есть лица с физическими или эмоциональными ограничениями (например, не любят находиться близко или касаться друг друга) и при работе со статусной аудиторией (для них шутливые разминки можно заменить логическими и интеллектуальными задачами).

  1. Быть легкими для объяснения, понимания и участия. Не комфортные упражнения — которые не нравятся, а также в случае, когда не ясно, чего с их помощью можно добиться (привлечь внимание к излагаемому материалу, снять напряжение, утомление, повысить сплоченность группы; размять мышцы, память, пробудить творческую активность и т.д.), брать не стоит.
  2. Вовлекать всех участников – ведь процесс нужен во всей группе. Игры, где участники выбывают, следует исключить.
  3. Быть динамичными (за счет умственной или двигательной активности участников), интересной (участие в ней должно приносить удовлетворение), позитивными, не ущемлять ни кого из участников.
  4. Соответствовать времени дня и этапу тренинга.
    Разминка в самом начале тренинга должна вовлекать группу в процесс, мотивировать к работе, пробуждать желание быть активным. В коротких перерывах на чай-кофе желательно подключить тело – чтобы встряхнуть группу, повысить внимание.

    Наиболее энергичные, подвижные игры и упражнения – энергизаторы (энерджайзеры) используют после перерыва на обед (в начале нового тренинг-блока). Они помогают переключить энергию от желудка к голове, и выводят подуставших участников из послеобеденной дремы. Во второй половине тренинг-дня также полезны мыслительные (интеллектуальные) разминки, которые активируют внимание и способствуют более эффективному восприятию материала.

    И, наконец, разминки по завершении тренинга должны снимать усталость и способствовать воссозданию структуры полученных знаний, проходить на эмоциональном подъеме. Для этого подойдут «тихие игры» с элементами творчества.

  5. Занимать 3-5, максимум 10-15 минут. Закончить разминку нужно в момент, когда энергетика пошла вверх, но не ждать достижения пика, иначе участники утомятся от выполнения каких-то ее действий, и наступит эмоциональный спад.

Таким образом, чтобы избежать саботажа, при выборе той или иной разминки важно ориентироваться на следующие факторы:

  • Какой эффект нужен сейчас.
  • Состояние группы на данный момент.
  • Возраст, пол, иерархия должностей, физические данные участников.
  • Содержание предыдущей и последующей работы.
  • Время дня и стадия тренинга.

Для успешного проведения разминки, тренер, помимо прочего, сам должен быть энергичным, и генерировать необходимую для группы энергию.

Разминки в тренингах — хорошие игрушки, которые позволят поднять динамику группы

Для чего же нужны разминки? Вообще разминки можно разделить на несколько видов — разминки для знакомства, разминки — энерджайзеры, разминки — успокоители. Как видно из самих названий, разминки в основном служат для управления динамикой групповых занятий. Рассмотрим дальше несколько разминок и начнем с разминок-энерджайзеров, которые служат для восстановления энергии группы (повышения групповой динамики). Не секрет, что тренинг — достаточно интенсивная форма обучения, в ходе которой участники тратят большое количество энергии.

Ниже приведем некоторые из них.

Позвонки-вагончики

Цель: достичь с помощью исследования строения позвоночника стадии физического самосознания и релаксации

Уроните «голову-паровозик» вниз. Пусть «паровозик» утащит за собой «позвонки-вакончики» друг за другом (т.е. согнитесь постепенно).

Повисните вниз от копчика (т.е. голова висит настолько низко над полом, насколько вам позволяет ваше физическое состояние).

В обратном порядке — снизу вверх — выстройте свои позвонки (в этом самый сок упражнения — разгибаться нужно не быстро, не сразу, а включая энергетику: постепенно разгибаясь, вы представляете, как ваши позвонки встают друг за другом на СВОИ места). После каждого действия («попадания» на свое место каждого позвонка) дайте направление костям скелета и следите за мышечной релаксацией.

Помните, что вы не дух бесплотный, а вполне реальны и осязаемы.

Сантики-фантики-лимпопо

Цель: подзарядить группу энергией, немного подвигаться

Выбирается участник (водящий), который выводится за дверь. Остальные становятся в круг и выбирают ведущего, после чего начинают хлопать в ладоши единым ритмом и громко повторять «Сантики-фантики-лимпопо».

Водящий становится в центр круга, в это время ведущий, незаметно для водящего немного меняет движение — например добавляет в хлопкам кивки головой. Задача группы — быстро поменять движение, но так чтобы водящий не догадался кто является ведущим. Если водящий угадывает ведущего, вто ведущий становится водящим и выходит за дверь, группа выбирает нового ведущего и игра повторяется.

Напоминаю, что «Сантики-фантики-лимпопо» повторяется в течении всей игры.

Обычно сначала угадывают легко, но по мере игры это становится все сложнее, так как группа учится повторять движение все быстрее и точнее, не глядя в упор на ведущего, ведущий учится улавливать моменты, когда водящий на него не смотрит.

Игра проходит очень весело, так как много смешных движений, и много смешных моментов — то кто-то продолжает хлопать, когда все уже давно прыгают, то еще что-нибудь. Очень хорошо тренирует внимательность и наблюдательность.

Домики-хозяева

Цель: подвигаться, разрядить обстановку в группе

Все участники стоят по кругу, делятся на «тройки». Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри — «хозяин», кто держится за руки — «домик». Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует.

Ведущий может использовать три команды: «хозяева», «домики», «землетрясение». При команде ведущего «хозяева!» те, кто стоит внутри «домика», должны быстро поменять свой «домик», т.е. выскочить из «своего» и заскочить в другой. При команде «домики!» — «хозяин» остается на месте, а «домики» бросают своих «хозяев» (не отпуская рук) и находят новых «хозяев». Главное при этом — «хозяева» остаются на месте, а не носятся вместе с «домиками» (хотя все равно носятся). Третья команда — «землетрясение!» После этой команды все рушатся: «домики» отпускают руки и «тройки» должны образоваться новые. Кто кем был в «прежней жизни» — неважно, «хозяин» может стать частью «домика», «домик» может стать «хозяином». И так до всеобщего умопомрачения…

Когда людей немного, до 20 чел., игру можно построить следующим образом. Должны быть «тройки» плюс один человек — ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется, какие команды ведущего могут быть и что делать при этом, а также говорится, что тот, кто после команды и действия остался один, становится ведущим. После своей первой команды (например, «хозяева») ведущий тоже ищет себе «домик». Кому-то «домика» не хватает, он становится ведущим, и произносит уже свою команду.

Самое прикольное, когда народ быстро понимает, что после команды «землетрясение» удобнее стать «домиком», так как это безопаснее. И вот по залу носятся тучи «домиков», которым не хватает «хозяев». И в какой-то момент «часть домика» бросает вторую половину и заскакивает кому-то в «домик», а его вторая половина остается одна. Как и в жизни… не щелкай клювом…

Играть в эту игру проще, чем ее описывать… Но она очень веселая, народ хохочет до упада.

Бумажные мячики

Цель: Веселая двигательная разминка, которая взбодрит участников тренинга Количество участников 6-20 человек Время 10-15 минут

Ход упражнения

Разделите аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделите на две равные команды. Каждой выдайте стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду <�Стоп!>, надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией. Комлект разминок для старта групповой мысли Ниже представлены несколько разминок-задачек, которые помогут завести групповую дискуссию на отвлеченную тему, что в свою очередь чуть чуть расслабит участников и отвлечет от умной теории.

Курица и яйцо

Задача: Известно, что полторы курицы за полтора дня сносят полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за три дня? Ответ: четыре яйца

Полторы курицы * полтора дня = полтора яйца одна курица * полтора дня = одно яйцо две курицы * полтора дня = два яйца две курицы * три дня = четыре яйца ответ = 4 яйца

Сначала каждый участник решает задачку индивидуально и записывает ответ на листочек. Затем за 20 минут команде участников надо прийти к одному общему решению. Тренер может записать на видео их дискуссию-спор, а затем провести анализ. Игра проходит оживленно, с большим интересов для участников и для самого тренера. Равнодушных нет.

Купля-продажа домов

Задача: Один мужчина решил сделать бизнес на купле-продаже домов. Вот купил он дом за 5000 и продал его за 6000. Затем он купил дом за 7000 и продал за 8000. Вопрос: получил ли прибыль мужик и если «да», то сколько.

По процедуре проведения, сначала каждый считает сам и записывает свой ответ на листочек, а затем участники тренинга должны договориться и найти 1 правильное решение.

Удивительно, но факт: делают ошибки в этой простой задачке. Ответ: 2. Но встречаются следующие ответы: 0, 1, 2, 3. Люди спорят с пеной у рта, доказывая свою правоту.

Горящие веревки

Задча: Есть две неоднородные веревки разной длины и ширины. Однако каждая горит ровно час. Складывать веревки бесполезно – неизвестно сколько времени будет гореть половина – т.к. состав веревки неоднороден. Необходимо отмерить ровно 15 минут времени. Часов нет.

Ответ: Поджигаем одну веревку с одного конца, а вторую с двух. Через полчаса сгорит одна веревка полностью, а от второй останется кусок, который поджигаем с другого конца. Он будет гореть требуемые 15 минут.

Как выбрать нужного парикмахера?

Задача: Будучи проездом в маленьком городке, один купец зашел перекусить в ресторанчик, а потом решил постричься. В городке было всего две парикмахерские, и в каждой — только один мастер, он же хозяин. В одной парикмахер был неопрятно побрит и плохо пострижен, а в другой — чисто выбрит и с отличной стрижкой. Купец решил стричься в первой парикмахерской. Как по-вашему, он сделал правильный выбор?

Ответ: Купец верно рассудил, что что раз в городе всего два парикмахера, то они наверняка стригут друг друга. Значит, идти стричься надо к тому, у кого плохая стрижка.

Продавец шапок

Задача: Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседкаи и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. ВОПРОС: на сколько обманули продавца?

Ответ: Рассуждаем: доходы продавца: 25р от мальчика расходы: шапка (10р) + сдача (15р) + соседка(25р) итого 25-50=-25, т.е. убыток 25р Можно рассуждать и по другому: соседка осталась при своих деньгах (25р отдала на размен, потом 25р забрала у торговца), т.е. ее можно не учитывать. Покупатель ушел с 15р сдачи и шапкой за 10р, т.е. убыток торговца составил как раз 25р (15р сдачи + 10р шапка)

Про носки

Следующая очень простая задача — одна из многочисленных занимательных задач, снискавших широкую известность

Задача: В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Сколько носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета?

Ответ: Обычно на вопрос задачи дают неправильный ответ: 25 носков. Если бы в задаче спрашивалось, сколько носков следует взять из ящика, чтобы среди них было по крайней мере 2 носка различного цвета, то правильный ответ действительно был бы таким: 25 носков. Но в нашей задаче речь идет о том, чтобы среди взятых из ящика носков по крайней мере 2 носка были одного цвета, поэтому правильный ответ задачи иной: 3 носка.

Если я возьму из ящика 3 носка, то они либо все будут одного цвета (и в этом случае я заведомо смогу выбрать из них по крайней мере 2 носка одного цвета), либо 2 носка будут одного цвета, а третий носок другого, что позволит мне также составить пару одноцветных носков.

Примеры разминок

Ниже представлены описания упражнений и игр для разминки – они сгруппированы с учетом изменений в состоянии группы на разных стадиях тренинга.

Для первичной настройки

Перед началом тренинга разминка дополняет упражнения на знакомство и выполняет функцию первичной настройки группы.

«Возьми салфеток». Веселое упражнение, которое создает позитивную атмосферу и помогает выяснить некоторые личные моменты. Тренер приглашает присутствующих сесть в круг и со словами «На случай, если потребуется, возьмите сколько желаете», передает упаковку по кругу. Когда все разберут салфетки (обычно отбирают около десяти, редко — всего одну), обращается к группе «Представьтесь, пожалуйста, и расскажите столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».

В бизнес тренинге факты могут иметь отношение к изучаемой теме (например, мои способы выполнить план продаж).

«Три цели». Участники по трое описывает свои цели на тренинг, из них отбирают 3 наиболее важных. Далее группы объединяются по принципу 3+3, отбирают 3 общие цели, и так по нарастающей, до тех пор, пока сложится одна общая группа. Она также составляет общий список из 3 целей. Один из участников затем его оглашает.

«Шеренга». Тренер предлагает группе построиться по восходящей в зависимости от заданной характеристики:

  • по росту;
  • цвету волос (от светлых к темным);
  • высоте каблуков (в «женской» аудитории);
  • числу дня рождения;
  • продолжительности работы в организации (от «новичка» до «старожила»).

Двигательная активность неплохо снимает нервное напряжение. Можно подчеркнуть, что в зависимости от системы оценки (оцениваемого критерия) оказаться первым или последним может любой человек.

«Шифровка». Небольшая интеллектуальная задачка, которая поможет участникам сконцентрироваться. Тренер сообщает: «Сегодня утром мои агенты перехватили шифровку конкурентов. В ней имена всех ныне собравшихся. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма – сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Агенты смогли расшифровать подпись – БУЙВОЛ. Ваша задача — разгадать остальную шифровку».

Каждый участник расшифровывает своё имя так, чтобы получились предложение, описывающее его лучшие стороны. Это займет 5-7 минут. Тем, кто не справится с шифровкой самостоятельно, помогает вся группа.

Если нужно связать разминку с темой бизнес тренинга, можно упомянуть, что для того, чтобы обойти «ловушки» на пути развития своего дела, важно уметь читать «между строк».

На сплочение группы

И вот недавно познакомившиеся участники преодолели естественное напряжение и стеснительность, стали ярче выражать эмоции и разнообразными. Появились споры, бурные обсуждения, возможно, даже претензии. Наступает время формировать устойчивую команду и начинать работать. Соответственно, разминка на этой стадии групповой работы должна быть направлена на выработку навыка сплоченных действий и плавный переход к содержательной части тренинга.

«Пишущая машинка». Участники придумывают и записывают на доске цель на предстоящий модуль. Получившаяся фраза разбивается на буквы. Каждому члену команды назначают по одной букве — в порядке произношения (в небольшой группе за участниками закрепляют отдельные слова). Далее фразу «распечатывают» на машинке:

  • первая «буква» хлопает в ладоши один раз, за ней вторая, третья и т.д.;
  • пробел выбивают одним общим хлопком,
  • знаки препинания – все хлопают в ладоши дважды.

Предложение напечатано, когда пишущая машинка «отхлопает» его в едином темпе, с соблюдением очередности букв и молча. С первого раза это не всегда удается.

Для мотивации и концентрации внимания

Перед началом нового блока необходимо повысить концентрацию внимания.

«До десяти». Эта разминка (и командная игра по совместительству) развивает скорость реакции и активизирует внимание всех присутствующих на тренинге.

Тренер не спеша поворачивается на месте в центре круга и вслух считает до 10. Остановившись, указывает на одного из группы и называет любое число до 10. Тот, кого назвали, быстро показывает его на пальцах, а его соседи справа цепочкой изображают остальные числа до 10 по восходящей. Тот, кто ошибется или промедлит, становится новым водящим.

«Охота на лис». Веселая, динамичная разминка – энерджайзер, которая поможет снять напряжение после изучения сложного материала, и переключить внимание с одной темы тренинга на другую.

Присутствующие изображают лисий хвост — заводят за спину руку и прижимают к пояснице ладонь (тыльной стороной). Тренер озвучивает байку: «Лучший способ поймать лису – насыпать соли ей на хвост», и командует «Лови!». По ней все свободно разбегаются по залу, стараясь прикоснуться свободной рукой к «хвосту» другой «лисы» и в то же время не быть пойманным. Участник, которому насыпали соли на хвост (дотронулись до ладони), останавливается, и продолжает «ловить лис», не сходя с места.

Тренер следит, чтобы не нарушали правил.

В стадии активной работы

Участники достигли максимальной работоспособности и достаточно доверяют друг другу. Они собраны — легко воспринимают наиболее важные, ключевые темы, и способны решать самые сложные и смелые задачи. Разминки в этой стадии тренинга тоже максимально смелые.

«Зверинец». Сидя в кругу. Тренер предлагает всем по очереди назвать какое-либо животное. Все прислушиваются, стараясь запомнить — кто кого назовет. Для лучшего запоминания каждый сначала повторяет сказанное предыдущими участниками, а затем называет свое животное (по принципу снежного кома).

Далее тренер задает ритм, в котором надо выполнять упражнение – 2 хлопка в ладоши и 2 удара ладоней по коленям.

Выглядит это так: первый участник дважды хлопает в ладоши, называет свое животное («лиса»), дважды ударяет по коленям и называет животное того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное было названо, подхватывает ритм: хлопая дважды в ладоши, называет свое животное («кошка»), ударяет дважды по коленям и называет еще чье-то животное, и т.д.

Темп выполнения постепенно увеличивается. Тот, кто ошибется, после хлопков в ладоши должен не назвать, а изобразить свое животное – издать его характерный звук. Остальные, передавая ход этому участнику, вместо названия животного воспроизводят этот звук.

Такое упражнение уместно только в хорошо разогретой группе с высокой степенью доверия.

После обеда

После обеда «кипение мозгов» сменяется легкой ленью. Чтобы вернуть участников в собранное состояние и продолжить работу, нужно а) встряхнуть их и б) помочь повысить концентрацию внимания. С первой задачей отлично справятся двигательные разминки — энерджайзеры и энергизаторы, а со второй – логические и интеллектуальные задания.

«А я еду…». Группа сидит в кругу, один стул не занят. Слева сидящий игрок быстро пересаживается на него и произносит: «А я еду!». На его место передвигается второй со словами «А я рядом!», за ним третий в цепочке: «А я зайцем!». Четвертый, занимая освободившийся стул, говорит: «А я с …», и называет любого из команды, тот садится на его место. В месте, где круг разрывается, цепочка начинается снова, участники пересаживаются все быстрей и быстрей, и так — до необходимого накала.

«Начерти, не отрывая карандаша». Знакомые с детства головоломки включают мозг в работу, помогают выйти за рамки обычной логики. Суть их проста – изобразить какую-то форму, не отрывая карандаша и не проводя по линии дважды.

«Тридцать три». Отличная послеобеденная разминка — в одно время включает ум и тело, и прекрасно бодрит.

Стоя в круге или полукруге. Присутствующие должны по цепочке сосчитать до 33. Но есть несколько небольших «заковырок»:

  • число, делящееся на «3», заменяется хлопком в ладоши;
  • число, содержащее «3», заменяется приседанием;
  • число, делящееся на «3» и содержащее «3» заменяется хлопком с приседанием.

Обычно группа безошибочно досчитывает до 9, и сбивается: одни не могут быстро вспомнить таблицу умножения, другие путают движения. Приходится начинать заново – с участника, который ошибся. Зато бодрость и хорошее настроение гарантированы!

Чтобы избавиться от напряжения

Участники получили много новой информации, отработали ее в созданных ситуациях. Но до окончания тренинга еще далеко, и чтобы «подпитать батарейки» всех присутствующих нужна небольшая разминка — для снятия напряжения и усталости.

«Зарядка». Стоя в кругу. Тренер приглашает: «Сейчас каждый вспомнит любое упражнение из своей утренней гимнастики, и мы дружно проведем зарядку». И сам демонстрирует первое упражнение, выполняет его с группой 3 раза, и передает ход по часовой стрелке по кругу. Новый физкультурник дает свое упражнение, также трижды повторяет с группой, и так по цепочке.

Быстрые, энергичные упражнения вызывают смех, расслабляющие — чувство удовлетворения. Зная это, можно командовать: «А сейчас – что-то бодрящее! А теперь – расслабляющее!», и управлять эмоциональным и энергетическим состоянием группы. Также полезно дополнить эту разминку веселой музыкой вроде «Вдох глубокий, руки шире»

А если перед ее началом упомянуть, для того, чтобы побудить окружающих к необходимой активности, важно взять на себя лидерство и показать личный пример – так, как это было сейчас, она может послужить мостиком в соответствующую бизнес тему.

«Миссис Мамбл». Еще одна веселая разминка для тренинга, которая отлично подходит для снятия напряжения, и создает хороший фон для продолжения работы.

Сидя в кругу. Первый игрок, строгим голосом и с максимально серьезным выражением лица, обращается к соседу справа: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Тот отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», и также серьезно задает первый вопрос своему товарищу с правой стороны, и так по кругу. Важное условие – участники должны задавать и отвечать на вопросы, глядя в глаза собеседника, и не обнажать зубы, т.е. не улыбаться. Выражение лица и голос при этом очень комичны. Упражнение засчитывается как выполненное тогда, когда диалог передан по цепочке без смеха и ошибок.

Для подведения итогов

На завершающем этапе участникам важно вспомнить все пройденное, ощутить ценность изученного, и, конечно, же, закрепить положительный настрой – чтобы испытать желание действовать.

«Групповой рисунок». Творческая и в то же время динамичная разминка, в которой команды всяким способом «изображают» свои мысли, выводы и размышления: рисуют, наклеивают стикеры, делают коллажи и командные презентации.

«Пожелания в лучиках солнца». Каждый член группы изображает на чистом листе бумаги солнышко с лучиками (по числу участников, кроме себя). В центр него вписывает собственное имя. Далее рисунок передается по кругу – все участники между лучиками оставляют свои комплименты и пожелания. Пройдя по всей цепочке, рисунок возвращается к своему владельцу.

Тренинговые игры и разминкикартотека на тему

Тренинговые игры и разминки, используемые

в работе педагога-организатора

Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

Задачи:

  • открыть и осознать свои взгляды и привычки;
  • создать новые вдохновляющие интерпретации;
  • жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.

Возраст: старшие школьники, студенты учебных заведений.

Состав участников: 15-20 человек.

Режим работы: 3 часа; перерыв 10 минут.

Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы…

Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.

Структура тренинга:

  • Орг. момент – 4 минуты
  • Вступление – 5 минут
  • Цель задачи – 3 минут
  • Разминка – 5 минут
  • Основная часть – 5 часа 20 минут (320 минут)
  • Рефлексия – 20 минут
  • Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

  1. Разминка Упражнение «Веселый мячик» – 5 минут
  2. Упражнение «Дюжина» – 15 минут
  3. «Анализ моментов на которые мы теряем время» – 15 минут
  4. Упражнение «Интонация» – 15 минут
  5. Игра «Угадай стиль общения» – 20 минут
  6. Упражнение «Автопилот» – 15 минут
  7. Игра «Сотворение мира» – 25 минут
  8. Упражнение «Я такой, какой я есть» – 15 минут
  9. Игра «Я в будущем» – 15 минут

Перерыв 20 минут.

  1. Упражнение «Если бы +, то я стал бы +» – 20 минут
  2. Упражнение «Зато +» – 25 минут
  3. Упражнение «Фигурные построения» – 15 минут
  4. Упражнение «Ступеньки» – 10 минут
  5. Упражнение «Доведи за меня до конца» – 20 минут
  6. Упражнение «10 заповедей» – 10 минут
  7. Упражнение «5 шагов» – 10минут
  8. Упражнение «Слалом» – 40 минут
  9. Упражнение «Событие» – 20 минут
  10. Упражнение «Подарок» – 15 минут

Структура:

Все рассаживаются на места в круге.

– Здравствуйте. Мы + и сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

  • Понятие личностного роста:
  • Личностный рост по процессу:
  • Осознавание сторон собственной личности,
  • Осознавание своих потенций и возможностей,
  • Повышение уровня психологической компетентности,
  • Разрешение внутренних конфликтов,
  • Самоактуализация личности,
  • Интерес к самопознанию.
  • Личностный рост по результату:
  • Принятие себя,
  • Понимание и принятие окружающих,
  • Выстраивание гармоничных отношений с окружающими
  • Душевное равновесие и гармония.
  • Появление новых форм самореализации.

Разминка «Веселый мячик»

Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

– Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Упражнение «Дюжина»

Цель упражнения: «Интеллектуальная разминка», тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Описание упражнения: Участники расположены в кругу. Водящий показывает на любого из них и называет число от 2 до 12. Тот, на кого показал водящий, демонстрирует на пальцах названное число (если оно больше 10, то в два приема). Тот, кто стоит справа от него, демонстрирует на пальцах число на единицу меньше, следующий правый сосед – еще на единицу меньше и т.д., пока не будет достигнут ноль. Кто ошибется или замешкается – выбывает из игры.

Обсуждение: Какие умения, с точки зрения участников, развиваются в этом упражнении?

«Анализ моментов, на которых мы теряем время»

Участникам ставится задача проанализировать, в какой степени они теряют время по нижеследующим пунктам

1. Потери времени при постановке цели

  1. Имею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей деятельности?
  2. Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всего предприятия?
  3. Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям?
  4. Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы?
  5. Руковожу ли я своими подчиненными путем постановки конкретных целей (целеориентированный менеджмент)?
  6. Работаю ли я регулярно над собой? (новые идеи, знания, навыки.)?

2. Потери времени при планировании

  1. Знаю ли я примерное распределение времени (в %) необходимого для выполнения предстоящих дел?
  2. Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы?
  3. Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех?
  4. Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?
  5. Упорядочено ли мое расписание служебных визитов и командировок?
  6. Фиксирую ли я сроки, активность, задачи в дневнике времени?

3. Потери времени при принятии решений

  1. Оцениваю ли я работу, прежде чем приступить к ней (стоит ли она временных затрат)?
  2. Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?
  3. Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью и срочностью)?
  4. Контролирую ли я время звонки, посетителей или встречи, которые не имеют серьезного значения?
  5. Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени, чем это необходимо?
  6. Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы?
  7. Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной задачи?
  8. Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между выполнением отдельных дел?

4. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы

  1. Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой?
  2. Делегирую ли я полномочия?
  3. Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой-либо задачи?
  4. Порядок ли на моем рабочем месте?
  5. Использую ли я технические средства, облегчающие и ускоряющие мою работу?
  6. Интересуют ли меня вопросы систематического упрощения труда в сфере моей деятельности?
  7. Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки?

5. Потери времени при начале работы

  1. Планирую ли я вечером, предстоящий рабочий день?
  2. Болтаю ли я с коллегами, прежде чем приступить к работе?
  3. Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?
  4. Читаю ли газеты в начале дня?
  5. Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе?
  6. Продумываю ли я дело, прежде чем начать его?
  7. Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности?
  8. Откладываю ли я часто важные дела?
  9. Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня?
  10. Довожу ли я свои дела до конца?

6. Потери времени при составлении распорядка дня

  1. Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?
  2. Знаю ли я суточные закономерности своей производительности?
  3. Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам?
  4. Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел?
  5. Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной?

7. Потери времени при обработке информации

  1. Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?
  2. Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом знакомиться с деталями?
  3. Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение кажется бесполезным?
  4. Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени?
  5. Пишу ли я черновики своей корреспонденции?
  6. Использую ли схемы для рутинной работы?

Список основных время поглотителей

  1. Нечеткая постановка цели
  2. Отсутствие приоритетов в делах
  3. Попытка слишком немало сделать за один раз
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения
  5. Плохое планирование дня
  6. Личная неорганизованность, заваленный письменный стол
  7. Чрезмерное чтение
  8. Скверная система досье
  9. Недостаток мотивации, индифферентное отношение к работе
  10. Поиски записей, адресов, телефонов, и т.д.
  11. Недостатки кооперации или разделения труда
  12. Незапланированные посетители
  13. Неспособность сказать »нет«
  14. Неполная, или запоздалая информация
  15. Отсутствие самодисциплины
  16. Неумение довести дело до конца
  17. «Липкие» телефонные звонки
  18. Отвлечения
  19. Долгие совещания
  20. Недостаточная подготовка к беседам
  21. Отсутствие связи или неточная обратная связь
  22. Болтовня на частные темы
  23. Излишняя коммуникабельность
  24. Чрезмерность деловых записей
  25. Синдром «откладывания»
  26. Желание знать все факты
  27. Длительные, бесполезные ожидания
  28. Спешка, нетерпение
  29. Слишком редкое делегирование
  30. Недостаточный контроль за перепорученными делами.

Упражнение «Интонация»

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Игра «Угадай стиль общения»

Цель игры: научить участников диагностировать стиль общения – свой и собеседника, выяснять факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения, выработать навыки быстрого выбора наилучшего варианта собственного поведения.

Участники делятся на три подгруппы по пять-шесть человек, каждая из которых готовит к показу сценку, отражающую определенный стиль общения — конвенциальный (деловой), манипулятивный, примитивный. (Краткое описание стиля общения предлагается каждой подгруппе на отдельной карточке).

Обсуждение: участники-зрители анализируют продемонстрированные им сценки, отвечая на следующие вопросы: Как можно назвать стиль общения, который показала подгруппа?

Упражнение «Автопилот»

Цель: осознание своих устремлений. Повышение уверенности в своих силах.

Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков.

Цель упражнения:

  • формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
  • умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».

Игра «Сотворение мира»

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

  1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:
  • описать доставшуюся часть созданного мира;
  • дать всему необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • государственный строй;
  • сферы деятельности;
  • предметы импорта и экспорта;
  • приблизительная численность населения;
  • чем население занимается, наиболее востребованные профессии;
  • есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;
  • культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания 30 минут.

  1. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.
  2. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов совместного сотворения« и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Рисунок «Я такой, какой я есть»

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Упражнение «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение «Если бы…, то я стал бы…»

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «… я стал бы требовать жалобную книгу».

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Упражнение «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

  1. каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;
  2. после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение «Фигурные построения»

Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

Обсуждение:

  • Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
  • Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
  • Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

  • 1-4 ступенька – самооценка занижена
  • 5-7 ступенька – самооценка адекватна
  • 8-10 ступенька – самооценка завышена

Процедура «Доведи за меня до конца!»

Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.

После этого каждый участник по очереди рассказывает какое-либо дело, которое он когда-либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело.

Упражнение «10 заповедей»

Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Участников просят придумать 10 заповедей – неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Упражнение «5 шагов»

Смысл упражнения: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6-12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
  2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
  3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
  4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
  5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
  6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
  7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным).

Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Слалом»

Данное упражнение достаточно тяжелое, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участника. Поэтому для него приглашается доброволец из числа те, кого тренер считает способным справиться в ситуацией нагнетания напряжения.

Общая инструкция проговаривается перед всей группой. Также представляются другие участники упражнения. Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде.

По дороге к начальнику наш специалист встречает

  • друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;
  • бизнес-партнер, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела;
  • коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;
  • своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;
  • представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.

Задача: успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный договор, возможно, о перспективах повышения.

При видеопросмотре анализируются приемы корректного сворачивания контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

«Слалом» Инструкция «герою»

Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства

Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно — неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите +

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера

С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вас важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать +

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента

Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.

К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу-соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит “эти грубые ошибки”, то пострадает репутация всего отдела». При этом Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти в этой информацией на руководство. Что ж, он приближается +

«Слалом» Инструкция заместителя

В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно – письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника +

«Слалом» Инструкция журналиста

Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида +

Упражнение «Событие»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

  1. Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:
  • удивление,
  • интерес,
  • радость.
  1. Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление интерес радость».
  2. По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение «Подарок»

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

Рефлексия:

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

– Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

Рефлексия:

  • Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Участники тренинга уходят из аудитории.

Резюме

Разминки – те самые «соль и перец», которые отличают тренинг от скучной «систематизации и обобщения представлений о предмете», превращает его в интересное, увлекательное и запоминающееся мероприятие, где рождаются новые идеи и совсем не хочется спать. Она помогает интересно рассказывать о скучных вещах и запускает нужный процесс:

  • способствует созданию безопасной, открытой атмосферы;
  • объединяет участников;
  • создает или активизирует фокус внимания группы;
  • вовлекает в действие;
  • повышает коммуникацию;
  • увеличивает работоспособность;
  • включает творческое или аналитическое мышление;
  • снимает умственное и физическое напряжение;
  • успокаивает или бодрит;
  • помогает справиться с сопротивлением.

В конечном итоге разминка способствует более продуктивному усвоению учебного материала, тем самым — повышению эффективности тренинга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]