Показатели физической подготовленности. Физическая подготовленность — это…

Общее состояние человеческого организма, его реальные возможности, работоспособность, можно назвать физической подготовленностью. Обычно она достигается при помощи силовых нагрузок. Чем систематичнее, углубленнее, занимается своим телом человек, тем выше его подготовка. При хорошем ее уровне человек обладает устойчивостью к разным заболеваниям, менее подвержен стрессам, эмоциональным и нервным потрясениям, более крепок, выдержан. Дыхательная и кровеносная система у такого человека развиты намного лучше, чем у неподготовленного, а умственный потенциал, вместе со способностью к концентрации позволяет достигать успехов в работе или учебе.

Что она дает

Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения, обмен веществ. Мышление, внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной, соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.

От чего оно зависит?

Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.

Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным возрастным категориям. Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.

Читайте также[править | править код]

  • Спортивная диагностика
  • Спортивная метрология
  • Анализ тренировочной деятельности
  • Оценка физического развития Антропометрические методы Методика измерения длины и массы тела
  • Измерение обхватов
  • Калиперометрия
  • Биоимпедансный анализ
  • Плетизмография (измерение плотности и объёма тела)
  • Контроль и оценка функционального состояния спортсмена
  • Психологическое тестирование в спорте
  • Динамометрия (метод измерения силы мышц)
  • Тесты для оценки абсолютной силы мышц с использованием штанги и предельных отягощений
  • Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности
  • Тесты для оценки специальных силовых способностей полевых игроков
  • Тесты для оценки быстроты реакции
  • Тесты для оценки выносливости
  • Физическая культура
  • Медицинское обеспечение оздоровительной физической культуры
  • Физическая работоспособность
  • Двигательные режимы в системе оздоровительной физической культуры
  • Планирование программы тренировок по физической культуре
      Интенсивность физических нагрузок
  • Дозирование физических нагрузок при занятиях физической культурой
  • Характеристика спортивной подготовки

    Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие «тренировка» и «развитие» очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность – это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.

    Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.

    Оценка физической подготовленности

    Многие не понимают, что понимается под тестированием физической подготовленности, как вообще можно оценить нечто подобное. Ведь каждый человек индивидуален, не похож на другого, а потому подготовка у него тоже разная. Пришла пора разъяснить, о чем идет речь, а также предоставить некоторые цифры для лучшего понимания. Дается такая характеристика только после проведения оценивания общего физического функционального состояния. Существует ряд уже давно разработанных и подобранных испытаний, замеров, тестов.

    Ведение дневника самоконтроля

    Главным, основным методом контроля физической подготовленности является ведение собственного дневника, куда вы будете заносить все изменения, происходящие с вашим телом во время тренировок. Для этого нужно просто разлиновать обычную тетрадку, куда вносить данные о работе разных систем организма, настроении, успехах, на определенное число.

    • Пульс в состоянии покоя и после нагрузки.
    • Ортостатическая проба.
    • Объемы и характеристика нагрузок.
    • Частота дыхания до и после упражнений.
    • Общие сведения о самочувствии.
    • Настрой: позитивный или негативный.
    • Время восстановления.

    Ведение таких записей дает общее представление о состоянии здоровья атлета, а также о его функциональных показателях. Даже чисто для себя полезно их делать, чтобы понимать, на что стоит обратить больше внимания.

    Нормативы по физической подготовке

    Разработан целый комплекс показателей, которые считаются усредненными, а также одинаковыми для всех.

    Для школьников и студентов

    Определенная часть тестов относится к оценке физической подготовленности учеников школ, техникумов, университетов и иных учебных заведений. По тому, как изменились показатели физподготовки у одного и того же человека, к примеру, за семестр, можно судить в целом о проведенной работе по подготовке. Это включает в себя применение специальных средств, инвентаря, а также методов физического воспитания.

    Для армии

    Вооруженные силы – отдельная сфера физической подготовки. Существуют разные типы тестирования, которые показывают соответствие солдата общепринятым нормативам конкретной страны. У разных государств они могут весьма существенно разниться. Они имеются в свободном доступе, потому давайте рассмотрим лишь некоторые для сравнения.

    Подтягивание на перекладине

    • Великобритания – 12 раз.
    • США – 10 раза.
    • Германия – 12 раз.
    • Франция – 8 раз.
    • Россия – 12-13 раз.

    Бег на дистанцию 1000 метров (1 километр)

    • Великобритания – 4.7-5 минут.
    • США – 7-8 минут.
    • Германия – 6 минут.
    • Франция – 3.5-4.6 минуты.
    • Россия – 3.3-3.25 минуты.

    Методы оценивания физической подготовленности (тесты)

    Для осуществления контроля над физподготовкой учащихся или военнослужащих предусмотрен набор специальных испытаний (тестов). Они бывают общие, предназначенные для среднестатистической девушки или парня, а также специальные, если человек уже прошел или не способен выполнить таковые.

    Общие

    • Прыжок в длину с места.
    • Поднимание, опускание тела из положения сидя.
    • Наклон тела вперед на гимнастической скамье.

    Медгруппа

    • Подтягивание на перекладине.
    • Плавание.
    • Бег на лыжах.
    • Упражнения на мышцы пресса (для женщин).
    • Сгибание рук (упор лежа).
    • Тесты на гибкость.
    • Прыжки со скакалкой.
    • Тест Купера.
    • Бег (1, 2, 3 километра).
    • Прыжки с места в длину.

    Чтобы оценить сердечно-сосудистую деятельность организма обычно принято применять так называемую пробу Руффье, а также индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

    Тест Купера

    Эта проверка была изобретена еще в 1968 году американским военным врачом и ученым Кеннетом Купером. Рассчитан он на здоровых людей с хорошим самочувствием в возрасте не более тридцати пяти лет.

    • Разминка (3-15 минут).
    • Бег (велосипед, плавание) на замер расстояния с максимальной «выкладкой» за 12 секунд.
    • Заминка.

    Причем ценность этого теста не в его результатах на какой-то определенный период, а в динамике изменения по мере прохождения физической подготовки.

    ИГСТ

    Это намного более нагрузочная проба, которая предлагается для прохождения только уже подготовленным атлетам. Для новичков такие методики малоэффективны, так как в основном выполнить нормативы у них не получается. Суть теста проста: за 300 секунд человек должен размерено (маршировка) восходить и спускаться на стульчик или скамью. После этого дается одна минута на отдых. Сам индекс высчитывается по формуле.

    ИГСТ = t x 100 / (F1+F2 + F3) х 2

    Здесь значения F1, F2, F3 обозначают пульс, замеренный соответственно на второй, третьей, четвертой минуте после нагрузки. Есть другая, усредненная, упрощенная формула.

    ИГСТ= t x 100 / f x 5,5

    Где:

    t — время восхождения в секундах.

    f— ЧСС (пульс, частота сердечных сокращений).

    Нормы занятий спортом

    Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.

    1. Аэробная стойкость – умение долго делать упражнения средней нагрузки и противодействовать усталости. Аэробный метод использует кислород для преобразования углеводов в энергию. При продолжительных тренировках в этом процессе также участвуют жиры и отчасти белки. Аэробное занятие является практически идеальным для расходования жировой ткани.
    2. Быстрая закаленность – способность сопротивляться усталости в субмаксимальных по темпу работах.
    3. Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при довольно длительных силовых нагрузках. Ведь здоровье и физическая подготовленность как раз от этого и зависят. Энергосиловая выдержка демонстрирует, насколько мышечная масса может выносить дополнительные нагрузки и на протяжении какого периода можно сохранять такой тонус.

    4. Скоростно-силовая стойкость является умением выполнять достаточно долгие по времени тренировки энергосилового характера с максимальной быстротой.
    5. Пластика – это способность совершать телодвижения с большой амплитудой за счет гибкости мышц, связок и сухожилий. Отличная эластичность уменьшает возможность повреждений во время выполнения упражнений.
    6. Скоростью считается способность максимально быстро чередовать сокращение и расслабление мышц. От этого критерия во многом зависит физическая подготовленность учащихся.
    7. Подвижная сила мышц – ловкость при предельно быстрой работе с сильным утяжелением. При этом осуществляется мгновенный выброс энергии, практически не требующий значительного потребления кислорода. Регулярное мышечное напряжение обычно приводит к росту мощности и изменению формы мышц. Кроме этого, чем более развиты мускулы, тем меньше они склонны к травмам. Нормализуется вес человека, потому что мышечная ткань потребляет больше калорий, нежели жировая, даже на протяжении отдыха.
    8. Гибкость – способность производить координационно-сложную деятельность. Это качество в большей степени требуется в гимнастике, и занятия такими видами спорта приводят к развитию гибкости. Физическая подготовленность детей требует совершенствования гибкости.
    9. Строение тела зависит от соотношения мышечной, жировой и костной тканей. Эти пропорции частично отражают состояние спортивной подготовки и здоровья в зависимости от возрастной категории и веса. Излишнее содержание жировой прослойки увеличивает вероятность возникновения заболеваний сердца, печени, появления диабета, а также повышения артериального давления.
    10. Вес, рост и пропорции телосложения. Такие критерии определяют форму тела и его строение. Эти соотношения определяют максимальную готовность спортсмена к достижению конкретных результатов в соревнованиях.

    Физическая тренировка (понятие, цель, задачи, принципы)

    Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест­венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «боль­шой» и обратно.

    Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

    Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться Максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.

    Соревновательный метод тренировки

    используется как в относительно эле­ментарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач. Это, прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза­ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

    Общая физическая подготовка (ОФП)

    способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере де­ятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле­дующие задачи:

    • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответст­вующей силы мышц;

    • приобрести общую выносливость;

    • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

    4 стр., 1869 слов

    Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

    … Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся Влияние физических нагрузок на … социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, … физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными … общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая …

    • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

    • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и слож­ные движения;

    • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овла­деть умением расслабляться.

    Общие принципы тренировки:

    • сознательность и активность, наглядность,
    • доступность,
    • систематичность,
    • динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип доступности — э

    тот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов
    (фронтальный подход).
    Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных. По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподава­тель все чаще применяет так называемый
    групповой подход,
    когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию.

    Принцип систематичности —

    это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному. Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза).

    Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

    Принцип динамичности

    , или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражаетсяв постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

    При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Прямолинейное

    повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

    Ступенчатая

    же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

    Волнообразные

    колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

    6 стр., 2789 слов

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО …

    … направления физического воспитания и предлагаем новые подходы к оценке двигательного развития дошкольников, основанные на результатах многолетнего исследования. Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. …

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]